Так западная пресса комментирует заявление холдинга о возможном отказе от трубопроводного газа и намерении производить только сжиженный природный газ. Об этом накануне заявил заместитель главы «Газпрома» Александр Медведев. Он сказал, что таково предложение акционеров Штокмана и что рынками сбыта будут Европа и Юго-восточная Азия. Это единственно реальный вариант для штокмановского проекта, - говорит ведущий эксперт союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:
«Месторождение расположено на шельфе, достаточно далеко от берега. Российский рынок не нуждается в этом газе в принципе, и вообще весь этот газ изначально был предназначен исключительно для экспорта, а как известно, наиболее эффективным видом экспорта в настоящее время является экспорт сжиженного газа. Я думаю, что можно предполагать, что 90% газа будет идти на европейский рынок, и процентов 10, видимо, будет уходить на рынок Юго-Восточной Азии».
Западные аналитики объясняют намерение «Газпрома» последними заявлениями премьера и будущего президента Путина о том, что Россия должна избавиться от зависимости от европейских трубопрокачек. Однако, у «Газпрома» будут проблемы со сбытом сжиженного газа со Штокмана, потому что практически все рынки уже заняты, считает партнёр консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин:
«Себестоимость газа на Штокмане, даже с учётом того, что правительство даст, как обещало, всевозможные налоговые преференции этому проекту - она не будет ниже, чем 300 долларов за 1000 кубометров. А если учесть, что те же самые катарцы способны поставлять свой сжиженный природный газ и в Европу, и Азию практически по дешёвке, конкурировать здесь весьма и весьма трудно. Надо ещё вспомнить, что где-то через два года на рынок выходят большие проекты Австралии, которые забьют фактически весь рынок Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Коммерческие перспективы штокмановского проекта пока сомнительны».
Газпром не исключает, что акционеры Штокмана изменят бизнес-модель своего партнёрства, в частности, пересмотрят решения о том, как делить риски и выручку. По словам экспертов, это может означать то, что западные инвесторы постараются увеличить свою долю в проекте. Сейчас контрольный пакет в консорциуме, который осваивает Штокмановское месторождение, принадлежит Газпрому, ещё примерно по 25% у французской Total и норвежской компании Statoil.