Стремление самопровозглашенного киевского патриарха Филарета (Денисенко) к созданию поместной церкви на Украине приведет не к единению всех православных Украины в лоне одной церкви, а к окончательному размежеванию верующих между Киевским и Московским патриархатами.
Вопрос разделения канонической УПЦ Московского Патриархата далеко не праздный, сепаратистские тенденции внутри данной митрополии, совершенно очевидно, прошли точку невозврата. Формирование украинской нации и ее духовно-историческая символика, как естественный сопутствующий фактор, породило в недрах УПЦ МП архиерев, решительно настроенных на возвращение митрополии "к своим истокам", т.е. к Киевскому престолоначалию. Даже сам митрополит Владимир, каким бы лояльным он не казался, потихоньку проводит линию на отделение от Москвы.
К чему приведет этот процесс? Ко многому, может даже к очень плохому, но не к установлению единоличной власти новоявленного канонического Киевского Патриарха над душами всех верующих жителей Украины и на всей ее территории. Сегодня в УПЦ МП как минимум половина священников решительно против подобной автокефалии, они ее не никогда примут. Не стоит сомневаться, что и Московский Патриархат не "отдаст" лояльные епархии Киеву. Произойдет неминуемое: украинская этнически и ментально Украина подчинится Киеву, русская же останется верной Москве. Причем верная Москве паства и священнослужители уже не будут относиться к Украинской Православной Церкви, а будут непосредственно включены в Русскую, и роль Киева в ней уже навсегда будет ликвидирована.
Понятно, что ни Филарет, ни "самостийное" крыло УПЦ МП, ни сегодняшние "автокефалы" не желают такого развития событий, хотя и понимают его неизбежность при самовольном провозглашении автокефалии. Поэтому то вся их "работа" направлена на получение согласия Московского Патриарха задействовать волевые методы для включения верных Москве архиерев в стяжаемую Киевской фрондой поместную церковь. В интересной статье Константина Матвиенко
Визит Патриарха Кирилла как символ принадлежности Украины к "русского миру" безапелляционно и однозначно выдвинут тезис о том, что "При любых обстоятельствах статус УПЦ будет приниматься в Киеве и благословляться Вселенским Патриархом". Не будем такими же безапелляционными и возразим ему хотя бы тем, что "решение Киева" не будет принято всеми архиереями и не согласимся в том, что все эти решения будут "благословелены" поселком Фенер под Стамбулом.
Сторонники поместной церкви никогда не создадут таковую без согласия Московского Патриархата. Они только окончательно разделят православие на Украине и навеки потеряют влияние Киева на значительную часть православных. Возникнет поместная украинская церковь киевского патриархата, но не исчезнет Русская Православная Церковь на Украине. Произойдет то, что должно произойти: большая часть клира Центральной Украины войдет в новую церковь, - ведь Западная часть уже итак почти полностью вне РПЦ. Кто бы что не говорил, но и Центральная Украина уже ментально не относится к Русскому миру - она и голосует не за тех, что Юго-Восток, а исключительно за сторонников окончательного разрыва с Россией.
Визит Патриарха Кирилла - попытка сгладить эти противоречия. Но, если развитие событий пойдет по сценарию развала общерусского духовного единства, то это не значит, что РПЦ "отдаст" Киеву тех, кто не желает разрыва с Москвой. А другим способом "привлечь" Киеву на свою сторону "несогласных" неудасться: погромы и изгнание священников РПЦ на Юго-Востоке невозможны, а поползновения их совершить - это прелюдия к гражданской войне.
Между прочим, автор упомянутой мною статьи проговорился о наличии Белгородской и Тобольской епархий неканонического киевского патриархата на территории РФ. Неужто Филарет в случае одностороннего провозглашения поместной церкви на Украине готов передать их в лоно РПЦ? Может быть и так, что не сделаешь для вящей "самостийности"! Однако этот совершенно неравнозначный и невозможный в принципе "обмен" - также не может служить поводом отказа РПЦ от своей канонической и верной территории на Украине.
Подытоживая все сказанное, можно сделать однозначный вывод:
Провозглашение автокефалии на Украине
- это окончательный раздел православия на украинское и русское и потеря Киевом влияния на всю территорию Украины, а не ее конфессиональное объединение. РПЦ никогда не окажет давления на верный ему клир для в ключения его в поместную украинскую церковь, без чего эта автокефалия как общегосударственная поместная церковь всех православных Украины бессмысленна.
- это окончательное размежевание населения на украинцев и русских, причем не только по факту нынешней этнической принадлежности, но еще и территориально по границам епархий, что значительно увеличит количество русских - ведь религия и конфессия - один из главных факторов национального самосознания.