"Посткоммунистическим" восточноевропейским танцорам постоянно что-то мешает

Apr 01, 2012 18:04

Судя по традиционной амбициозности восточноевропейских полулимитрофов и лимитрофов, по их переоценке собственного значения и стяжания горделивого иждивенчества, это "что-то" очень опухло и усиленно выделяет тестостерон.

Главный русофобский орган Украины "Тыждэнь" тоже, понятное дело, жалуется на "старую Европу", - почему она  недостаточно живет идеологическим благовестием от "санитарного кордона", и, следовательно, лишает лимитрофов гарантий "распада России" и создания в перспективе подобающих опухшим яйцам образований вроде "Вэлыка Украина", "Жечпосполита од можа до можа", "Ромыния маре" и т.д. по нарастающей. Ну и, конечно же, мираж будующих "репараций" тускнеть не должен.


Дилеммы европамяти: признанию преступлений коммунизма препятствует разная трактовка истории ХХ века (гуглоперевод)

«Мы не должны забывать о периоде тоталитаризма, когда наши народы боролись за свободу», - заявил премьер-министр Чехии Петр Нечас во время подписания 14 октября 2011 в Лихтенштейнском дворце в Праге Платформы европейской памяти и сознания. Октябрьский саммит Вышеградской группы в столице Чешской Республики (участие принимали также премьер-министры Польши Дональд Туск и Венгрии Виктор Орбан завершился созданием европейской институции, которая должна преодолевать опыт тоталитаризма на континенте.


К фонда, целью которого названо «предотвращения проявлениям нетолерантости, экстремизма, антидемократических движений и восстановлению всех разновидностей тоталитаризма в будущем», присоединилась 21 правительственная, общественная, научная и учебная организация из 13 стран.

ТЯЖЕЛЫЙ НАСЛЕДСТВО

Идея выработать основы согласованной исторической политики в изучении и трактовке тоталитарных периодов истории Европы не один год кружила над Брюсcелем. Сам проект стал инициативой так называемых новых членов ЕС из бывшего соцлагеря, для которых преодоление коммунистического наследия все еще остается на повестке дня в дальнейшем движении вперед.

Возникновение после падения коммунизма институтов национальной памяти в странах Центральной и Восточной Европы по разноплановым пакетом задач (от проведения люстрации и реабилитации жертв политических репрессий в организации научных исследований, написание учебных программ, осуществление мемориальных и коммеморативних практик и т.д.) стало ответом на своеобразные вызовы травматического наследия коммунизма и необходимости его преодоления на национальном уровне.

Отправной точкой для активизации панъевропейских усилий в этом направлении оказалось принятие 25 января 2006 резолюции ПАСЕ (№ 1481), осуждающую действия тоталитарных коммунистических режимов, включая индивидуальные и коллективные убийства, смерти в концлагерях, голоданием, депортациями, пытками, принудительным трудом и другими формами массового физического террора, признав их преступлениями против человечности.

В апреле 2008 года во время председательства Словении в Совете ЕС в Брюсселе была проведена серия общественных слушаний на тему антигуманных действий тоталитарных режимов. К обсуждению присоединились депутаты, юристы и историки из Словении, Латвии, Эстонии, Румынии, Польши и Испании. Дискуссии фокусировались вокруг проблем: как углубить знания о тоталитарных преступлениях, как распространить информацию о них в обществе, как достичь исторического примирения? Вместе впервые на общеевропейском уровне была сделана попытка декларативного равных между собой преступлений коммунизма и нацизма.

ПРАЖСКИЙ ЛОКОМОТИВ

В дальнейшем эстафетную палочку в беге от наследства коммунизма приняла Чехия. В июне 2008 года на международной конференции в помещении Сената в Праге была принята декларация о европейском сознании и коммунизме, под которой подписались депутаты Европарламента, историки, журналисты, бывшие узники-диссиденты и видные политики: среди последних, в частности, экс-лидеры Чехословакии и Литвы Вацлав Гавел и Витаутас Ландсбергис.

Центральным положением в документе был призыв к признанию двух тоталитарных режимов - коммунистического и нацистского - «главной катастрофой в истории Европы ХХ века» и приравнивания преступлений первого из них к действиям другого.

На декларацию откликнулись мгновенно. Ее поздравили как общеевропейские институты, национальные правительства и ОБСЕ, так и французский президент Николя Саркози, «железная леди» экс-премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, государственный секретарь Канады Джейсон Кенни и бывший советник по национальной безопасности американского президента Збигнев Бжезинский.

Именно Прага стала инициативным центром концентрации международных усилий в выработке юридического и исторического видения тоталитарного прошлого и его закрепления на общеевропейском уровне. Для продвижения тамошнего процесса в Европарламенте создали беспартийная объединение - Европейскую историческую группу примирения - во главе с экс-еврокомиссаром Сандрой кальные (всего 40 депутатов от ведущих партий ЕС), целью которого была разработка соответствующего законодательства по тоталитарного прошлого в странах Европы.

Председательствуя в Совете ЕС, Чехия пролоббировала принятия 2 апреля 2009 резолюции Европарламента о совместной сознание стран континента и коммунизм, на выполнение которой должны предстать Платформа европейской памяти и сознания - главный координационный орган ЕС в изучении тоталитаризма, а также панъевропейский центр- мемориал жертв тоталитарных режимов. Этим документом ввели общую коммеморативну практику на уровне органов и институтов ЕС по честь дня памяти жертв сталинизма и нацизма. Соответствующие мероприятия приходятся ежегодно на 23 августа - дату подписания пакта Молотова - Риббентропа.

ЕВРОГОРИЗОНТЫ

Постепенно движение за признание преступлений коммунизма приобрел общеевропейского измерения. В принятой в декабре 2009 года Стокгольмской программе ЕС сказано: «Европейский союз является территорией общих, несовместимых с преступлениями геноцида, преступлениями против человечности и военными преступлениями, включая также с теми, которые были совершены тоталитарными режимами. Каждая страна имеет свой подход к этому вопросу, но чтобы примирение стало возможным, память об этих преступлениях должна быть коллективная и общая для всех нас, культивируемая всеми нами. Создание условий для инициирования примирения является одной из обязанностей ЕС ».

В декабре 2010 года Еврокомиссия опубликовала доклад, в котором было указано, что память и знание стран - членов ЕС о тоталитарном прошлом, особенно времена холодной войны, должны объединить европейские народы. В июне 2011 года Совет министров юстиции и внутренних дел Евросоюза обнародовала «Выводы по памяти о преступлениях тоталитарных режимов в Европе», в которых отметила особую роль континентальных институтов в распространении и пропаганде инициатив, направленных на сохранение памяти об этих преступлениях.

Доведение дела до логического завершения произошло уже за председательство в Совете ЕС союзников Чехии по Вышеградской четверке - Венгрии и Польши, - которое пришлось на 2011 год. 23 августа прошлого года на международной конференции в Варшаве с участием министров юстиции стран ЕС и представителей научных институтов была подписана декларация, которая осуждала преступления нацистского и коммунистического режимов и призвала не забывать об их жертвах. Это мероприятие стало своеобразной прелюдией к принятию Платформы европейской памяти и сознания в октябре 2011 года. Центральным центром фонда было определено Прагу, координирование - со стороны чешского Института, а финансирование - за счет Вышеградского фонда.

ПОСЛЕВОЕННОЕ АСИММЕТРИЯ

Однако секторальная интеграция ЕС в области политики памяти, скорее всего, является символическим. Создание платформы стало непосредственной реализацией амбиций стран Центрально-Восточной Европы в закреплении на обще уровне согласованного трактовки коммунистического периода в их истории как тоталитарного, оккупационного и преступного. Как отметил глава чешского Института по изучению тоталитарных режимов Даниэль Герман, «после вхождения стран бывшего социалистического блока в ЕС их тоталитарный коммунистический опыт стал частью европейского наследия».

Но несмотря формальное признание пражских инициатив лидерами западных держав, Франция, Германия, Италия и страны Бенилюкса, которые были ядром формирования европейских структур по окончании Второй мировой войны, предлагают другие приоритеты в области исторической политики. Конструирование общей европейской идентичности на базе травматического тоталитарного прошлого вызывает у них сопротивление, поскольку они имели иной опыт послевоенного общественно-политической и социально-экономическому развитию и интеграции, чем страны соцлагеря.

Западная Европа в послевоенные годы прилагала значительные усилия для творения общего видения прошлого. Решающую роль в этом процессе сыграло примирения между Францией и ФРГ, что было одним из краеугольных камней формирования нового сообщества. Европейский союз возник на фоне глубокого кризиса, порожденного Второй мировой войной, со стремлением забыть или примирить европейское прошлое, связанное с преступлениями обеих мировых войн, тоталитаризма, колониализма, империализма и национализма.

«Пакт молчания», на котором строилась европейское содружество в период холодной войны, был расторгнут коллапсом коммунизма и интеграцией стран бывшего соцлагеря в ЕС. Вступление новых членов с тяжелым наследием тоталитарного прошлого привел к переформатированию матрицы европейской памяти «забвения» в пользу памяти о преступлениях коммунизма и нацизма.

ВОДОРАЗДЕЛ ПАМЯТИ

Тогда как на Западе страницу Второй мировой было давно перевернута, новые обитатели «европейского дома» не могли примириться с куда более жестким и более разрушительным проявлением этой войны на востоке континента - реальностью, неведомой для старых представителей сообщества. В свою очередь, это привело к состязанию памятей, в частности между Польшей и ФРГ. Варшава ожидала от Берлина подтверждения преступлений военного времени, прежде совершенных против поляков, а также отказа от тех моментов национальной политики памяти, которые в Польше воспринимают как угрозу ее интересам, осознанию себя как жертвы германской агрессии.

Наследием Второй мировой также постоянное беспокойство Польши и Чехии по поводу того, что немцы не отказались окончательно от претензий на свои довоенные земли на востоке. Одновременно на Западе не понимают этих неврозов чехов и поляков. Реакция на войну более чем 70-летней давности вызывает раздражение у Франции и Германии.

Вместе точкой бифуркации выступает также память о коммунизме и СССР. Запад не знал "социализма в действии», которому восточная часть континента столкнулась после Второй мировой войны. Воспоминания о красных здесь связаны прежде всего с деятельностью мощных коммунистических партий во Франции и Италии в послевоенные годы, а также советской угрозой в период холодной войны, которую уста военная присутствие США в Европе. Этот опыт никак нельзя сравнить с повседневности центрально-восточных стран.

Отличная прошлое, разное бремя памяти об отношениях с Россией и СССР, а также роль экономических и стратегических интересов объясняют различное отношение к путинской РФ в Варшаве, Вильнюсе, Берлине, Париже, Лондоне или Праге.

Существенным моментом, который разделяет историческую память стран ЕС, выступает также проблема Холокоста и судьбы еврейства. Хотя европейское содружество встала, чтобы не допустить возвращения преступлений Второй мировой, на Западе на протяжении 20 послевоенных лет предпочитали о том геноцид не вспоминать. Тему, принципиальное для понимания нацизма, замалчивали. Однако в последующие десятилетия она постепенно заняла центральное место в тамошней памяти. Парадоксальным результатом этой эволюции стало отодвинуть на задний план страданиям других народов от рук нацистов, а также преступлений коммунизма. Странам Центральной и Восточной Европы, где были сильны традиции антисемитизма и где испытания наследием Холокоста началось, по сути, только после 1989 года, трудно дается видение европейского прошлого, в которой евреи занимают центральное место.

Миф франко-немецкого исторического понимания, лежащего в основе евроинтеграции и на котором была сконструирована память западных европейцев в послевоенные годы, не производит должного впечатления на восточных соседей Германии, которые не принимали участия в этом процессе. Это выступает своего рода фактором легитимизации в попытке новых жильцов «европейского дома» как-то поднять безоговорочное лидерство Франции и ФРГ в ЕС, отодвигает их на задний план.

Водоразделом европамьяти выступает также имперский наследство западных стран (Великобритании, Франции, Италии, Испании, Португалии, Нидерландов, Бельгии и Германии) и колониальное прошлое народов Центрально-Восточной Европы, которые в свое время были жертвами различных региональных империй (созданных русскими, немцами , австрийцами, турками).

Однако рост двух частей континента на базе общего рынка, открытых и общих невозможно без выработки согласованной исторической политики, или же «политики ментальности», направленной на формирование европейской идентичности. Последние шаги ЕС в этом направлении покажут, станет продуктивной стратегия конструирования коллективной памяти европейских народов.

Интересно, для чего все это нужно бывшим друзьям России по ее позападную границу? Если Европа "в курсе", то чего неймется?

Автор к тому же "забыл", что "социализм в действии" как раз был главной темой вражеских голосов и посевов на протяжении десятилетий. Такими изощренными "знаниями" о "коммунистической действительности", каковые готовили западные спецслужбы, по-моему, не обладал ни один восточноевропейский страдалец-диссидент, подбиравший материал для этих самых голосов, сидя на какой-нибудь "интеллектуально-элитарной" госдаче, - главное дело делали сами хозяева. Цель-то была четко обозначена - распад СССР, как все четко то, что задумано на Западе. И нет здесь ничего от соплей восточноевропейских "младодемократов". Они как были "рычагами" и "кордоном", так ими и остались. И в этом тоже не менее четкая стратегия Запада.

Известная жалобная "телега" посткоммунистических гавелов, адресованная покровителям из "старой Европы", как видно, ничего не изменила ни в целях ни в средствах последних. Россия для них заняла место СССР, и отнюдь не потому, что "кагэбист Путин", а потому что конкурент, пусть и значительно более слабый, чем "империя зла". И "рычаги" и "кордоны" неизменно используются по прямому назначению, - а демократические сопли - так же, как и раньше, нужны для "идеологического прикрытия". Видит бог, как тяжело дается нашим страдальцам смутное или явное осознание того, что они в любой момент могут быть выброшены за борт за ненадобностью...

младодемократии, Европа, комплекс неполноценности, империя добра, русофобия, империя зла, демократия

Previous post Next post
Up