Особенности нынешней украинской этнократии

Dec 03, 2009 11:14

Читая книгу "Антропология власти" (СПб, 2007), нашел параллели государственного устройства монгольских и тюркских кочевников с устройством нынешней "нэзалэжной". Что показательно в контексте утверждений "младодемократической" агитнауки о русских монголах, т.к. именно в этом аспекте и в виду наличия присущих "нэзалэжной" особенностей, необходимо несколько отдифференцировать оранжекратию в сторону номадов от, например, варварского лангобардского государства, несмотря на сходство всех этнократических режимов.



С. В. ДМИТРИЕВ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ КОЧЕВНИКОВ В ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Непосредственным объектом данного исследования служит тради­ционная политическая культура центрально-азиатских кочевников в широком ретроспективном аспекте Хронологические рамки в раз­ных разделах статьи различны, но в общих чертах их можно опре­делить началом новой эры и концом XIX в

Конкретной задачей исследования в указанных выше рамках явля­ется попытка проследить историко-этнографические аспекты процес­сов формирования и функционирования некоторых чрезвычайно важных архетипов политической культуры тюрко-монгольских кочев­ников

Исследование политической культуры, ее генетических аспектов - это, прежде всего, исследование терминов, применяемых в первую оче­редь для легитимации власти конкретного лидера или династии.

Сульде: к проблеме истории формирования политической терминологии кочевников Центральной Азии

Проблема изучения этого термина уже имеет свою длительную ис­торию, в первую очередь, связанную с сульде Чингисхана. Открыл те­му, связанную с изучением этого феномена, акад. Б Я Владимирцов. В своих работах он выдвинул тезис о том, что сульде в виде «девятиножного белого знамени», которое было воздвигнуто во время коронации Чингисхана и, будучи главным ат­рибутом государственного культа в Монгольской империи, являлось «хранителем гения рода Чингиса», которое «оберегает его войска, во­дит их к победам, покоряет всех, все страны, потому что Чингисхану Вечное Синее Небо повелело править всеми народами» (у Ющенко несколько таких объектов). Сульде, трак­туемое как гений-хранитель, значит, по словам Б. Я. Владимирцова, «собственно душа» великого человека, в данном случае Чингисхана, который и становится собственно «гением-хранителем» своего рода, племени и народа, воплощенном в знамени («Моя нація», В этом аспекте очень показателен «манежик» Ющенко, в известном ток-шоу, представляющий собой квадратное сооружение, в центре которого находился сам вождь со знаменами по обе стороны, огороженный от подданных ленточкой по периметру).

…Эти основные положения гипотезы Б. Я. Владимирцова развива­лись в дальнейшем другими исследователями, в том числе в последнее время Т. Д. Скрынниковой, которая однозначно переводит тюрко-монгольский термин сульде как харизма (Именно такая харизма у Ющенко). По ее словам, тер­мины sul.de. вии je.li и другие «первоначально обозначали один и тот же феномен - харизматическую сакральную субстанцию (правителя) солнечной природы, выполняющую функцию организации природы и социума» («Моя нація», позиционирование самого себя как этно- и нациотворца). Локализовалась она, по ее мнению, в голове и проявлялась в виде сияния или нимба (1.Ющенко как элемент иконы. 2.Содержание головы соответствует как времени, так и локализации описанных верований). Носителем харизмы являлся глава рода (пле­мени). «Сульде - обозначение субстанции, защищавшей собственный социум и устрашавшей и побеждавший чужой» («Нация - це як племя», «Разом нас багато, нас не подолати»).

... У монголов этим термином обозначается «голова жертвенного животного, освежеванная вместе с дыхательным горлом, легкими, пе­ченью, сердцем», «часть туши животного, состо­ящая из головы с дыхательным горлом, с легкими и печенью», жертвуемая огню грудная часть с внутренно­стями и челюстью (по его словам, также вырезали зюльду и алтайские охотники: они приносили его в дом и вешали на запад от входа, «где у алтайцев висят пенаты»). Очистив мясо, грудную часть (зюлъду) вместе с мясом варили в котле, некоторые присутствующие вынимали кости из котла, а оставшуюся мелочь (сердце, легкое и проч.) завер­тывали в зюльду и завязывали белым шерстяным шнурком. Развивая этот сюжет, Л.П.Потапов пишет, что охотник, сразивший зверя, получал сверх равного пая еще сердце, легкие и ниж­нюю челюсть убитого зверя на том основании, что охотник должен был «угостить» наиболее лакомыми частями добычи своих «духов- покровителей». .. Утром провисевшее всю ночь мясо крошили, вари­ли и съедали всей семьей; шорцы объясняли ... эту привилегию пред­ставлением об «охотничьем счастье» (Лозинский как один из представителей племенной верхушки, случайно обнаживший подобные ритуалы).

Эти ритуальные куски жертвенного животного, отходящие духам, имея значение «содержащие суть, душу животного», как правило, не самые вкусные и лучшие... (Несъедобны) Однако именно в них заключена изначаль­ная, ритуально значимая «удача, охотничье счастье > судьба». Ко­рень сул/сул/сог/согт/сойюу/са]а/са]ал/суг/сала/зо]/шола/зъвъ/салх/ шулх и т. д. является общеалтайским с базовым значением «свежевать тушу животного», «сдирать шкуру с тела животного». В охотничьей культуре этот термин связан непосредственно: эколдук (казах.) «доля, на получение которой имеется право» > сь] (кирг.) «подарок», зогия (кирг.) «подарок в виде животного» и т.д.

Последняя тема - охотничьего подарка - выводит нас на тему ри­туального охотничьего поведения и жертвоприношения, где комму­никативный аспект между мирами выступает особенно отчетливо... Диалоговый характер взаимоотношений имеет выход в теме награды, которая тесно связана с жертвой: зал (кирг.)/дъал (алт.)/жал (ка­зах.) и др.: «награда, вознаграждение, заработок» (Особенности коммуникации оранжевых феодалов).

С изменением социально-политической ситуации и общей мировоз­зренческой концепции естественным образом возникла необходимость адаптировать и ранние космологические представления к условиям бо­лее позднего времени. В данном случае речь идет о смене субъекта, да­ющего блага. В охотничьем обществе таковым выступает хозяин мест­ности, зверей и т. д., и именно от него охотник получает удачу в ее ма­териальной форме - добытых зверей. На этом моменте «удачливости» зиждется вся так называемая охотничья экономика догосударственно- го общества. Приобретая с помощью своей «удачи» материальные бла­га в виде охотничьей добычи, потенциальный лидер, чтобы получить больший авторитет внутри общины, щедро их раздает соплеменникам. Чем больше он раздаст, тем больше возрастет его престиж, тем весо­мее представлялись его аргументы при управлении... (Лозинский в качестве не только классического представителя описанного общества, но и гипертрофированного, т.к. его жертвы человеческие).

Легитимность в форме благодати лидера в условиях формирова­ния монархического правления и монархического пантеона должна быть получена от высшей сакральной власти... В монгольском ва­рианте, как и в более ранней кочевой традиции, таковой выступает власть Неба и небожителей. Именно они даровали государю счастье, благодать (в конкретном, а не абстрактном смысле), подтверждая его легитимность. И с помощью этой «удачи», «благодати» он правил, раз­давая ее результаты подданным, а последние обязаны отдавать часть приобретенной, в том числе в военных операциях, добычи лично ли­деру - как бы в виде платы за пользование его благодатью (Особенности воцарения Ющенкосакральным путем и его отношения внутри оранжевой общины)

Интерпретация универсалии единства живых и мертвых в этнополитическом пространстве (практика разорения могил)

… родовые кладбища в системе традиционной куль­туры относятся к числу священных объектов. К останкам предков от­носились с высшим пиететом, и борьба за могилы приобретала поли­тический оттенок. Обычно охраняются «свои» могилы, в то время как «чужие» могут быть легко подвергнуты разорению (культ «Голодомора» и отношение к памятникам и захоронениям «москальского периода»).

Широко распространена вера в возможность «порчи» со стороны мертвецов. Особенно это касается в отношении умерших, которые при жизни были людьми чем-либо выдающимися. Такой человек мог под­держать членов своего рода в каких-нибудь начинаниях и после своей смерти, но может и вредить и им, и другим, посторонним для рода людям, в том числе по «заказу» живущих родственников и потомков. С целью нейтрализации его действия могилу обычно раскапывали, а кости умершего разрубали или выбрасывали из нее. В политической культуре такие эпизоды встречаются нередко и тем самым служат при­мером продолжения существования этнографических реалий бытового характера на политическом уровн (Борьба с прошлым как составная борьбы с «пятой колонной) .

Третий пункт - единство мертвых и живых в рамках единого социально-политического организма. Здесь целый комплекс ранненатуралистических представлений. Во-первых, идея перерождения умер­ших в своих потомках; во-вторых, общая сила социально активных членов общества, которая составляется из суммы отдельных сил. Утрата части их ведет к ослаблению этого общественного организма (Sic!).

Суммируя все эти три пункта, приходим к выводу о том, что в описываемом нами акте при его оценке и осмыслении на первое место следует поставить причинно-следственную логическую схему, основан­ную на комплексе шаманистических представлений. Убитый, являясь членом коллектива, социально-политического организма, представля­ется обладателем определенной части совокупной силы; организм этот состоит не только из ныне живущих, но и из их предков. Он пред­ставляется в качестве закрытой системы, в которой существует свой реестр имен; достаточно часто потомок представляется новым вопло­щением какого-либо предка (генеалогия от Калнишевского плюс символическая от суммарных Выговского, Мазепы, Бандеры («витязи») и 20 млн уморенных москалями («источник мести»). Ритуально-магические аспекты политической культуры здесь выходят на первый план в действиях противников и их по-своему рационально сформулированных целях.

Вероятно, массовое уничтожение захоронений и костяков предков противника могло иметь этот оттенок, и таким образом совершался как бы акт насилия над целым социально-политическим организмом, правящим родом и т.д., умалялась его совокупная сила, копившаяся на протяжении ряда поколений, способствующая удержанию этим ро­дом власти. Уничтожение родовых и династийных кладбищ являлось внешним признаком упадка силы старой династии и освоения реаль­ного географического и политического поля династией новой («борьба с тоталитарным и колониальным наследием, снесение памятников покоренным «предкам оккупантов»).

С целью защиты своей совокупной социально-политической силы от ритуального политического насилия применялись различные спосо­бы. Одними из наиболее распространенных являлись тайные захоро­нения и охрана кладбищ специально выделенных для этой цели груп­пами людей (подробнее по этой теме см. [Дмитриев 20016]) (нелегитимное установление аки тать в нощи и охрана различных воплощений легендарных предков - кумиров-оберегов в виде Бандеры, Шухевича и т.д. от покоренного племенем населения) .

…Политическая борьба в условиях традиционной культуры, кроме своих явственно физических проявлений, идет на уровне символиче­ского противоборства и освоения политического и географического пространства. Освоение этого пространства символическими средства­ми, которые произрастают из культурно-натуралистических представ­лений традиционной культуры, в народных представлениях и в устном народном творчестве имеет оттенок магического действия Тем самым образуется симбиоз символико-магического характера или пласт маги­ческой символики. (Возразить нечем)

А вот и подтверждение отношения Гаранта к ветви чингизовой со стороны племенной аристократии.

Оказывается, Виктор Ющенко - прямой потомок Чингисхана
Сегодня каждый школьник знает, что прЭзидент Украины Аиктор Ющенко - прямой потомок бездетного кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Ну, послал щедрый атаман своему побратиму посполитому Ющенко несколько возов рыбы, да еще письмом сопроводил. Правда, на точно таких же основаниях более тридцати дворов в Хоружевке, хозяева которых носят гордое наименование - Ющенко - могут в свое генеалогическое древо внести Калнышевского.

Жаль только, что пока от деток скрывают другую сногсшибательную информацию. Исследователи (украинские) уже доказали, что Виктор Андреевич Ющенко - прямой потомок самого плодовитого мужчины в истории человечества и по совместительству - великого завоевателя Чингисхана. Об этих изысканиях сообщила "Газета по-українськи" в №13 (11.11.2005), но не сумели наши строители "україноцентричної концепції історії" воспользоваться плодами изысканий энтузиастов! Газета тогда сообщила: "Родословную отследили до времен Богдана Хмельницкого и даже... Чингизхана. Брат атамана Калнышевского, посполитый Нечипор Ющенко, в 1768 году написал в письме, что выдал замуж свою дочь за сечевого казака Семена Тугай-бея. 9 января состоялась свадьба. Это значит, что к родословной Ющенко можно дорисовать и несколько татарских ветвей. А если копнуть глубже, то даже найти связь Виктора Андреевича с Чингисханом, прямым потомком которого был Тугай-бей". Хотя, теперь становится понятной подсознательная враждебность к тем, что на Куликовом поле победил монголо-татар.

Чингисхан

Его потенциальный потомок (по версии украинских исследователей)

И еще: теперь мне понятно, почему события "оранжевой революции" 2004 г. обощенно называют просто "Майдан":
оказывается главная улица Хоружевки, где отец Виктора Ющенко Андрей в юности играл в хоружевский гольф удуку, называлась за ширину просто и со вкусом "Майдан".
Previous post Next post
Up