4 октября 1993 года в ходе штурма Верховного совета Российской Федерации была расстреляна казачья сотня атамана Виктора Морозова.
На самом деле Виктор Морозов не был атаманом. Но многие его так называли, потому что именно он стал лицом казаков, которые вышли на защиту «Белого Дома» в 1993 году. Казачья сотня атамана Морозова, как и многие другие казачьи объединения того времени, не поддерживала никакие партии. Кто-то имел боевой опыт Афганистана и Приднестровья, а кто-то даже в армии не служил и не знал, как пользоваться оружием. Разные люди, которых объединила общая цель. Сотника Морозова знали все - он постоянно находился в гуще событий. А когда бывший милиционер, «казачий генерал» и атаман Виктор Ратиев через СМИ публично заявил о поддержке политики Ельцина, с балкона «Белого Дома» Морозов вызвал его на дуэль.
Казакам было поручено патрулирование прилегающей к зданию Верховного Совета территории, выявление провокаторов, пресечение попыток пронести спиртные напитки и оружие на охраняемую территорию. Сами казаки были вооружены только нагайками и резиновыми дубинками. Автоматическое оружие, по свидетельству очевидцев, выдавалось вечером 27 сентября, когда ожидался штурм, и его забрали утром 28 сентября. То есть перед событиями 4 октября казаки выполняли функции обычных дружинников по обеспечению правопорядка, не имели огнестрельного оружия и не были готовы оказать серьезное сопротивление.
Когда был отдан приказ на штурм «Белого Дома» к казачьей заставе со стороны Дружинниковской улицы вплотную подъехало несколько бронемашин. Они в упор открыли огонь из тяжелых пулеметов по безоружным людям.
Вспоминает депутат Верховного Совета А.М.Леонтьев:
«Когда казаков начали расстреливать в упор, навстречу БТР выбежал священник отец Виктор с иконой в руках, подняв ее высоко над головой, и начал кричать: «Изверги! Изверги! Прекратите убийство». Батюшка пытался остановить БТР, заслонив казаков собой, но крупнокалиберный пулемёт прошил его насквозь, и он упал замертво».
По свидетельству очевидцев, все оставшиеся в живых казаки были ранены, сотник Морозов получил шесть ранений.
Добравшись до «Белого Дома», уцелевшие казаки вооружились и в дальнейшем оказали яростное сопротивление.
После 4 октября из сотни казаков в живых осталось около тридцати человек. Некоторых из них через несколько дней арестовали на квартирах и больше их никто не видел. Виктор Иванович Морозов выжил и отсидел в тюрьме, но через несколько лет бесследно исчез. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Источник...