Так вот, в поездке в Кузьму я пообщался с целой ротой экспертов по информационной безопасности - от самого Евгения Касперского и инженеров ЛК до министра связи РФ Игоря Щеголева. Был там, конечно, как дурак. Все - о взломах «вконтактика», атаках на жж Навального и детской порнографии. А я задавал специально обученным людям два вопроса: когда появятся вирусы для машин, когда машины избавятся от водителей и когда восстанут против них. Взаимосвязанные вопросы, кстати говоря.
Про автопилот.
Что касается автопилота, то министр отшутился - рассказал анекдот про пьяного авиа-автопилота. А ответа я ждал именно от него. Ведь, как вы уже знаете, авто-автопилот уже создан, испытан в городских условиях, смог проехать через всю Евразию и так далее. Но законы всех стран мира на сегодня запрещают передвижение машины без водителя. В том числе и российские. Распространение автопилотов сдерживается именно законодательством.
Но российским властям, несмотря на весь инновационный модернизационный пафос сами знаете кого, эта тема неинтересна и незнакома. А жаль. Ведь первая страна, которая легализует полный автопилот, сразу привлечет испытательные команды автоконцернов.
Но, чего уж там, этой страной станет США. В штате Невада компания Google, которая тоже занимается программированием и тестированием автопилотов, уже пролоббировала принятие соответствующего закона.
Вот моя статья по поводу.
Про восстание машин.
Короче, рано или поздно, мы обязательно придем к автопилотам. Ведь машины под управлением роботов не будут сталкиваться! Управление, лишенное человеческого фактора, интерфейс car-2-car позволят снизить аварийность до абсолютного нуля. А это миллионы человеческих жизней! Только в России 300 тысяч ежегодно! Стоит того, чтобы побороться, и стоит каких угодно вложений, правда?
Кто тут сказал «я не откажусь от управления, я слишком люблю водить»? Дахрентам! Стоя в пробке, работать на ноутбуке или смотреть фильм вместо того, чтобы ругаться на маршруточников - на это согласятся все. А возможности выехать на гоночную трассу или оторваться на бездорожье никто у вас не отнимет.
Однако есть проблемы. Допустим, инженеры сделают абсолютный автопилот, который никогда не ошибается. Искуственный интеллект. Но, во-первых, он может сойти с ума (см. фильм «Терминатор»), во-вторых, нехорошие люди могут его взломать и управлять вашей машиной как им вздумается. Обе перспективы так себе. Но насколько они реальны?
Восстание машин специалисты признают невозможным. Любая информационная система имеет уязвимости и остановить «Скайнет» будет несложно.
Про автовирусы
Но этот же постулат - что взломать можно абсолютно всё - заставляет нервничать. Судите сами, уже сейчас машины могут сами нажимать на педали и крутить рулем (это делают различные вспомогательные «ассисты»). Уже сейчас в машинах работают операционные системы, принимающие беспроводные сигналы извне - GPS, информацию о пробках по GPRS, GSM, сигналы от радиодатчиков давления в шинах и так далее. Теоретически хакеры уже сейчас могут попытаться сделать что-то плохое. Может и не отправить машину президента в столб, но хотя бы испортить содержимое диска мультимедийной системы. Только вчера появилась новость: американские кулхацкеры смогли открыть дверь и завести двигатель Subaru Outback с помощью смс. Не спрашивайте меня, как это возможно, но это факт.
Специалисты, однако, приводят железный аргумент против: это невыгодно! Прошло время хакеров-фанатиков. Сейчас все взломы происходят ради денег. А в чем коммерция автовирусов? Как монетизировать взлом автомобильной системы? Понятно, что дело это долгое, сложное и дорогое. И как окупать эти траты?
Короче в ближайшие годы автовирусов опасаться не стоит - так считают в Лаборатории Касперского. Что будет дальше, предсказать сложно.
Но по крайней мере от вирусов всегда можно уберечься - ездите в Жигулях, и никакие хакеры вам точно не страшны.
Да, если у вас есть идеи - как можно монетизировать взлом автомобильной системы - пишите. Спросим Каспера, а он пусть думает, как от этого защищаться.