Лучшие способы уменьшить пробки: каршэринг, карпулинг, фрилансинг.

Aug 26, 2015 03:11



Подводные парковки, автобаны по крышам домов, одностороннее Садовое, дирижабли ГИБДД, подогрев Арбата, крыша для всего Ленинского, разгон снежных туч зимой, водное такси, воздушное такси, монорельс, велополитен… Вы ещё помните всё это? Золотые времена, эх!
Одним словом, жаль, что весельчака Лужкова заменили на УГ Собянина. Теперь борьба с пробками вовсе не такая креативная и разнузданная, как при Лужке - сейчас в Москве платные парковки, сужение дорог, автобусные полосы, и прочая зяльтовщина и кацовщина. Между тем, есть два грандиозных ресурса снижения пробок, про которые никто не говорит, ибо денег на этом чиновникам не заработать. Это каршэринг, карпулинг и фрилансинг. Давайте расскажу подробнее обо всём.

1. Фриланс. Все уже читали мой эпичный пост про личный пятилетний опыт фрилансинга ( вот ссылка). Здесь, в общем, всё понятно - если человек не ездит на работу, то он уменьшает пробку на 1 автомобиль. Если представить себе, что все офисные сотрудники вдруг договорятся с начальством хотя бы один день в неделю работать из дома, то пробки автоматически уменьшаются на 20%. Это уже куда больше, чем дают все многомиллиардные проекты властей.



При этом лично я уверен, что подавляющая часть офисного планктона может и даже должна работать из дома больше одного дня в неделю. При этом такая история крайне выгодна вообще всем! Сотрудник экономит пару часов жизни на пробки и деньги на бизнес-ланч. Работодатель экономит 20% рабочих мест (то есть в отделе из 5 человек может быть 4 рабочих места - один-то всегда дома). Город экономит на дорогах. А современные средства связи делают такого работника ничуть не менее полезным.
Как этого добиться? А вот сложный вопрос. Консерватизм рулит. Работодатели предпочитают тотальный личный контроль. Сотрудники предпочитают, чтобы их контролировали. Чиновникам насрать.

2. Карпулинг. По-русски - совместное пользование автомобилями. Вообще говоря, collaborative consumption - это тоже отдельная огромная тема. Капитализм и консьюмеризм, разумеется, всячески сопротивляются этому. И даже у вас в промытых телевизором мозгах сейчас возникнет отвращение к тому, о чем я скажу. Но совместное потребление - это наше прошлое и, вполне вероятно, ребята, наше будущее. К примеру, зачем мне личная стиралка, если я пользую её пару раз в неделю? Почему бы мне, скажем, не договориться с соседями по этажу и не сделать прачечную в коридоре, где будет крутейшая дорогая стиралка + сушилка? Всем экономия денег, места в квартире, плюс лучшее качество услуги. Ну, вы поняли.



С автомобилями всё очень просто - подавляющее большинство машин в пробке везут одного человека (в США - больше 90%), иногда двоих, почти никогда 3+. При этом огромное количество людей едет каждый день одним и тем же маршрутом. Скажем, как много людей ежедневно едет из Люберец до Киевской? Тысячи и тысячи! Идея в том, что люди должны объединяться. Если представить себе, что все офисные сотрудники вдруг найдут кого-то из соседей, кто едет тем же маршрутом, и будут ездить по двое, то пробки автоматически уменьшатся в два раза. В два раза, Карл! А автомобили-то у нас, в основном, пятиместные. Смекаете?



Как этого добиться? О, вот это уже много сложнее. Это в случае с фрилансом плюсы очевидны всем. Здесь же колоссальный профит в виде свободных дорог получает общество, но вот человек получает лишь двукратную экономию на бензине, и взамен некоторое неудобство из-за совместного планирования. Чиновникам традиционно насрать. А вот корпорациям очень даже не насрать - для них collaborative consumption как чеснок для вампира, ведь если люди начнут пользоваться вещами совместно, а не покупать себе личное, то что будет с доходами корпораций? Так-то.

3. Каршэринг. По-русски - тоже самое, совместное пользование автомобилями. Но немного в другом ключе. Если карпулинг подразумевает, что кто-то кого-то подвозит, то каршэринг - это когда есть ничейные машины, которыми все могут пользоваться. Представьте себе: Миша в 8 утра едет на работу, от Люберец до Киевской. В 10:00 Маша, которая живет на Киевской, едет на той же машине к косметологу на Китай-Город. Она пробудет там два часа, в это время на машине ездит Равшан, развозит пиццу. Потом Маша едет в Бирюлёво к Артуру, где останется до утра. В то же время Света от Артура поедет до Киевской, где сядет на аэроэкспресс до Шарика. К этому времени планктон Миша заканчивает работу и едет домой в Люберцы. А ночью всё на той же машине таксует Иван Иваныч. В сегодняшних реалиях это пять разных машин. При развитом каршэринге это одна машина. С соответствующим уменьшением количества требуемых парковок и т.д.
Тут ещё работает такой интересный эффект - учитывая, что при каршэринге ты платишь за каждую минуту пользования машиной, снижается количество необязательных поездок. То есть человек пойдет пешком, проедет на метро, и только когда действительно надо, возьмёт машину с поминутной оплатой. Согласно американскому исследованию, одна машина в каршэринге заменяет 15 частных машин. Пятнадцать!



Каршэринг во многих городах уже развивается. И очень хорошо развивается велошэринг. Сейчас он появился уже и в Москве и Питере. Я пока не пользовался, но зато я эксперт по парижскому Велибу - только на нём и передвигался, когда там жил (см. теги). Велиб работает волшебно. Есть определенные недостатки - например, не самые крутые велики, частенько многие бывают поломаны или спущены колеса, бывает сложновато найти свободный велик утром в спальном районе, и свободное место для него в центре, а вечером - наоборот. Но при увеличении количества парковок и велосипедов все недостатки нивелируются. Велиб чрезвычайно удобен! В Париже есть и Автолиб.



Недостатки каршэринга всё те же - общество-то выигрывает, но люди консервативны, корпорации резко против, а чиновникам…. всё правильно, им насрать.

Кто не репостнул, тот киркоров! :)

москва, будущее, дороги, общественный транспорт

Previous post Next post
Up