Вообще-то этот фильм сильно бьет по сердцу. Не хочешь, а цепляет. Его ни в коем случае нельзя сравнивать с «Сумерками». Приписанное в конце русского названия слово «сага» - вольность российских прокатчиков. Это было сделано, чтобы на волне успеха «Сумерек» привлечь к нему внимание соответствующей аудитории. Но романтичные «Сумерки» и близко не стояли с этим жестким, мрачным и довольно-таки тяжелым фильмом, который после просмотра, как ни странно, тяжести на душе не оставляет, но мыслей и раздумий вызывает множество.
Действие происходит зимой 1983 года. В небольшом ничем ни примечательном городке живет 12-ти летний мальчик Оуэн. Он очень одинок. У него много проблем и в семье, и в школе. Мать с отцом в разводе. Мать, похоже, уделяет ему не много внимания, а отец, с которым мальчик изредка общается по телефону, злоупотребляет спиртным. В школе Оуэну не дает прохода компания одноклассников, всячески его задевает, дразнит, издевается над ним. В глубине души Оуэн мечтает о мести, но в реальности ничего не может с этим поделать.
Однажды он видит, как в его дом, в квартиру, расположенную по соседству, вселяются новые жильцы, мужчина и девочка примерно его возраста, очень странные на вид. Позднее, гуляя во дворе, он снова встречает эту девочку. От нее плохо пахнет, и она ходит по снегу босиком… А спустя некоторое время, в городе начинают происходить страшные убийства…
Я смотрела англо-американский вариант. До него по книге шведского автора Йона Линдквиста «Впусти меня» был снят шведский фильм с тем же названием. Я потом посмотрела его частями из любопытства. Оба фильма практически идентичны. Только актеры в англо-американском ремейке понравились мне больше. И сам он понравился мне больше. В нем мальчик не так патологичен и вызывает симпатию. Да и девочка гораздо приятнее. Честно говоря, я даже рада, что ряд книжных подробностей в фильме опустили. Благодаря этому, он не перегружен лишними деталями и приобретает более глубокий социальный смысл. Ведь если ребенок не нужен и не интересен родителям, зашуган, отвергаем и одинок, но при этом не глуп и все-таки не до конца испорчен, он может свести дружбу, черт знает, с кем, лишь бы быть кому-то интересным и нужным. И совсем не обязательно, что этот человек (или существо) будет дружелюбным и мудрым. До сих пор не выходит из головы сцена, где Оуэн, уже понимая, кто его подруга, но не до конца веря в это, в смятении и страхе звонит отцу и спрашивает: «Папа, а зло существует?». Не трудно догадаться, что в ответ он получил всего-навсего несколько ничего не значащих фраз, которыми родители обычно отделываются от детей, с которыми не имеют большой охоты возиться. И тогда мальчик принимает решение самостоятельно, окончательно сближается с единственным существом, которому он не безразличен.
Честно говоря, я надеялась на другой конец. Наивная, как всегда. Надо сказать, что Эбби - девочка-вампир - сначала общаться с мальчиком не хотела. Но людей, а особенно одиноких детей привлекает тайное и непонятное. В конце концов, случилось то, что случилось: Оуэн стал, причем, похоже, сознательно, новым спутником Эбби. Она использовала его, так как ей, чтобы выжить, нужен был кто-то, кто бы сопровождал ее постоянно.
В фильме есть страшные сцены, но все же это скорее триллер и социальная драма, чем ужасы. Он хорошо снят. Ничего лишнего: не оторваться, не отвернуться. Мрачноватый, холодный, сдержанный, очень реалистичный. Не хочется расписывать подробности, их нужно видеть собственными глазами. Кто-то воспринимает это повествование как историю трогательной дружбы и любви. Не знаю, не сходится. Все какое-то нездоровое, болезненное, порой отвратительное. Со стороны мальчика - возможно, со стороны девочки - верится с трудом. Ей «уже давно 12». И сколько лет на самом деле длится это «давно» неизвестно. В любом случае прежний ее спутник успел вырасти и состариться. А сколько их было? Может быть, ей и хотелось бы и дружбы, и любви, но она давно не человек, и жажда крови - ее единственная страсть. И совладать с ней она не в силах.