Хотелось написать про «Облачный атлас». Но в голове какой-то кавардак. Фильм мне понравился, но он настолько прост, прозрачен и ясен, что даже не знаю, что тут можно сказать. Об игре актеров? Она великолепна. Об идейном содержании? Но ничего нового в этом фильме не сказано, и, тем не менее, повторение пройденного необходимо, иначе начинает забываться. Для меня главной стала мысль об искусственности границ, которые мы устанавливаем сами. Многие старые истины, знакомые с детства, кто-то, возможно, откроет впервые. И это тоже неплохо. А герои очень мне близки. Иногда в книге или фильме встречаешь хотя бы одного персонажа, который тебе близок, и радуешься ему, волнуешься за него, переживаешь. А здесь таких персонажей много. Словно встретилась и пообщалась с друзьями, близкими по духу и восприятию окружающего мира людьми.
А еще посмотрела новый фильм Франсуа Озона «В доме». Это настоящее французское кино: красивое, изящное, изысканное, с множеством смыслов, нюансов, деталей и, конечно же, с превосходной игрой актеров.
В лицей приходит новый преподаватель литературы. Ученики не слишком его радуют: мало читают, плохо пишут. Неожиданно среди довольно-таки убогих по содержанию письменных работ, он находит одну, написанную неплохим языком, интересно и живо. Но мальчик не просто пишет, он описывает в своих сочинениях семью реально существующих людей, у которых он регулярно бывает в доме. Подглядывает, подсматривает, подслушивает и переносит свои мысли и впечатления на бумагу. Игра затягивается. Преподаватель уже не в силах отказаться от чтения опасных кусочков текста. Рука сама тянется к скомканному листу бумаги. Он чувствует талант мальчика и пытается помогать ему: проводит с ним дополнительные занятия, приносит книги для чтения, беседует о литературных жанрах; анализирует и разбирает героев его «романа», забывая о том, что они живые люди и их сын учится в его классе, а также о том, что поощряя мальчика, он вольно или невольно и далеко не самым положительным образом влияет на жизнь чужой семьи.
А мальчик учится. Учится сочинять, учится писать и учится манипулировать другими людьми, добиваясь желаемых целей. Иногда ему это удается, иногда нет. Парень одинок и несчастен, но, наблюдая вокруг, уже вывел для себя одну нехитрую формулу: чтобы кто-то в тебе нуждался, надо выяснить, чего больше всего не хватает этому человеку и попытаться ему это дать. Но всегда ли мы знаем точно, чего именно нам не хватает? И чем мы готовы рискнуть ради этого?
В основе фильма пьеса Хуана Майорга «Мальчик за последней партой».
P.S. В детстве я подобно Клоду иногда фантазировала на тему, что было бы, если бы я была не собой, а, например, моей подругой, и жила бы не в своей семье, а в ее. Иногда представляла, как я живу в чужой квартире, среди чужих вещей… Дофантазировалась) Вот и живу сейчас в чужой квартире, среди чужих вещей… Но дело не в этом. Просто я никогда не заходила в своих фантазиях так далеко как Клод. Моя семья устраивала меня гораздо больше, чем любая другая.