Вопрос противодействия коррупции вновь поднят в высших эшелонах власти, и хотя более двадцати лет борьба с этим злом ведётся, но существенных результатов так и нет
Коррупция укоренилась на русской земле, когда и государства Российского на политической карте мира ещё не было. Существовал в системе управления русских княжеств особый способ содержания должностных лиц, называемый "кормлением". Княжеский чиновник "в территории", как принято говорить на корявом языке чиновников нынешних, жалования не получал, а сидел на "корме". Другими словами, брал себе "кое-что" из того, что собирал в виде пошлин и штрафов с населения для своего князя. При таких условиях мздоимство и вымогательство, разумеется, превратились в норму. Размеры "корма" точно определены не были (прописано было так: "а хлеба и пшена поскольку могут ясти", или "что черево возмет", или "а корму им имати себе и конём довольно"), и княжеские наместники, волостели и прочие чины тешились вволю, до тех пор, пока голова с плеч не слетала. И так аж до середины XVI века, когда появился царский указ об отмене кормления.
Жестокий Иван Грозный с казнокрадством бился нещадно, но опричникам своим позволял многое. И царь Пётр люто карал тех, кто залезал в государственный карман, однако и вокруг него толпились лица приближённые, с которых иной спрос был, то есть - практически никакого. И жирели "птенцы гнезда Петрова" у кормила, или корыта, власти, как те свиньи. Один Меншиков, который неоднократно уличался в присвоении казённых средств и лишь благодаря снисходительности Петра отделывавшийся выплатой крупных штрафов, чего стоил.
Российские императоры из немцев, начиная с немки Екатерины Анхальт-Цербстской, душили гидру коррупции на петровский манер: кто был по нраву, так тот разве что из императорской короны бриллианты не выковыривал, ну а всяких прочих шельмецов - вешали, правда, без выдающегося рвения. На то она и коррупция, чтобы из наворованного дать кому следует и избежать наказания. Таким манером и дожили до тех пор, пока жулики из окружения последнего из немцев - Николая II Романова, человека чрезвычайно далёкого от искусства управления государством, не пустили великую империю под откос.
Красный октябрь 1917 года упразднил капитализм, а вместе с ним рынок и частную собственность. С коррупцией почти справились, тем более, что и революционный энтузиазм масс способствовал. Однако, как оказалось, и при плановой экономике казнокрадам было где развернуться. Со временем революционный энтузиазм увял, а любители нетрудовых доходов, как тараканы лезшие в КПСС, и в итоге полностью извратившие партию своим лицемерием, придумали новые, "социалистические" коррупционные механизмы. Когда же кончилась власть Советов, то началась... приватизация. Как объявил Борис Ельцин - первый, на горе русскому народу, президент России, правда, по другому, но схожему в чём-то поводу: "Берите, сколько сможете унести".
С Ельцина и пошла история борьбы с коррупцией в современной России. В апреле 1992 года вышел президентский указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового законодательства, точкой отсчёта в борьбе с российской коррупцией. Борьба эта, сами до сих пор не поняли почему, превратилась в этакую не очень травмоопасную игру, и сейчас, по прошествии двадцати с лишним лет, коррупция впереди с неприлично крупным счётом.
Как пишут СМИ, сегодня, по данным международных организаций, Россия входит в группу государств с наиболее развитой коррупцией. Сомнительной успех, и остаётся радоваться лишь тому, что "Россия входит в группу государств" - значит не мы одни такие дефективные. Но есть на земном шаре страны, в которых смогли если не победить коррупцию, то хорошенько её прижать.
Нидерланды
В списке стран, взятых нами в качестве примера, Нидерланды стоят на первом месте, потому что это европейское государство относится к числу стран мира с одним из самых низких уровней коррупции.
Существующая в королевстве система борьбы с коррупцией и её предупреждения включает следующие меры: 1) постоянная отчётность и гласность в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них; 2) действие системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках; 3) наличие системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики; 4) функционирование системы подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции; 4) работа специальной системы обучения чиновников, разъясняющая вред коррупции.
В Нидерландах структуры государственной безопасности, отвечающие за борьбу с коррупцией, обладают значительными полномочиями. В наиболее значимых организациях, в частности, в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, задачей которых является выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и последствий этих действий. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.
Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются. Ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.
Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят расследования.
Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, что страшно пугает всех западноевропейских чиновников. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
Германия
В Германии независимо от конкретных специфических функций госслужащим вменено в обязанность исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо на благо всего общества. Госслужащий несёт полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей.
Госслужащему для всякой иной работы, помимо службы, требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Разрешения не требуется лишь для деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях. Государственные служащие не вправе заниматься какой либо предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в деятельности правления, наблюдательного совета или в ином органе общества, товарищества или предприятия любой другой правовой формы.
Подробные предписания о порядке совместительства госслужащих издает федеральное правительство путём принятия постановлений, имеющих законодательную силу. В них определяется, какая деятельность рассматривается как госслужба или приравнивается к ней; вправе ли госслужащий получать вознаграждение за побочную деятельность; какие категории госслужащих обязаны получать разрешения и так далее. Определён предельный размер вознаграждения в календарном году для различных категорий служащих и порядок его исчисления.
Если по прекращении служебных правоотношений госслужащий занимается работой, которая связана с его служебной деятельностью (в последние 5 лет перед окончанием службы), он должен заявить об этом по месту последней службы. Его трудовая деятельность подлежит запрету, если есть опасения, что она наносит ущерб служебным интересам. Запрет выносится последней высшей служебной инстанцией госслужащего и теряет силу по истечении 5 лет с момента окончания служебных правоотношений.
Подробно регламентированы и последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения госслужащими возложенных на них обязанностей. Госслужащий считается совершившим служебный проступок, если он виновен в нарушении исполнения возложенных на него обязанностей.
Повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются в Германии соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, а также достойный уровень жизни.
США
Североамериканские законы рассматривают госслужбу "как такую сферу деятельности, из которой исключены какие бы то ни было личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению долга". Госслужащие "не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использовать такого рода информацию в личных целях". Чиновникам категорически запрещается в какой бы то ни было форме поощрять подношения или принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулируемую органом, в котором работают эти служащие. В обязанность служащим вменено докладывать "в соответствующие инстанции обо всех замеченных случаях злоупотреблений и коррупции".
Традиционно ограничены возможности получения дополнительного дохода сверх основной зарплаты. Чиновники, назначаемые президентом США, вообще не могут получать "какой бы то ни было доход в течение всего срока службы за услуги и деятельность, выходящую за рамки непосредственных служебных обязанностей".
Сенаторы, кандидаты, баллотирующиеся в Сенат, а также чиновники различных рангов, служащие Сената подают декларацию финансового состояния. Подаваться декларация должна ежегодно, а для кандидатов - в течение 30 дней с момента выдвижения кандидатуры. Декларируется абсолютно всё, что касается финансовых расходов и доходов за весь прошлый год.
Служащие Белого Дома и других исполнительных ведомств должны предоставлять руководителям своих ведомств следующую информацию: 1) список наименований всех корпораций, компаний, фирм и других форм организации бизнеса, организаций, не преследующих цели получения прибыли, а также общеобразовательных и других институтов, с которыми служащий непосредственно или через жену, несовершеннолетних детей или других членов его семьи в настоящий момент имеет дело. (Под "делом" понимается "любой сохраняющийся финансовый интерес и любые связи" чиновника с этими организациями независимо от того, в каком качестве он выступает.); 2) от чиновника требуется предоставление списка всех его личных кредиторов, кредиторов его жены, малолетних детей и других проживающих вместе с ним членов семьи; 3) о наличии у всех вышеуказанных лиц недвижимой собственности.
Проверкой занимается специально назначаемые в любом государственном управлении или департаменте лица или группы лиц, комиссии, которые при необходимости могут запрашивать дополнительную информацию, вызывать на беседу самих чиновников, проводить расследование. При серьезных нарушениях возможно привлечение к уголовной ответственности. В США госчиновники высокого уровня проходят обязательную проверку на "детекторе лжи". Часто это условие закрепляется в должностной инструкции или контракте на работу. Если чиновник или служащий не проходит проверку на детекторе с ним могут даже расторгнуть договор.
Закон устанавливает уголовную ответственность за коррупцию федеральных государственных служащих и должностной подкуп руководителей коммерческих организаций, за взяточничество, вымогательство с использованием должностных полномочий, служебный подлог, подкуп судей и свидетелей, незаконные банковские сделки и прочие должностные преступления. Предметом взятки в соответствии со ст. 201 раздела 18 Свода законов США, может быть любая ценность, материальная или не материальная. Этим законодательство США также отличается от законодательства России, где взятка, даваемая в нематериальной форме, не наказуема.
Уголовно наказуемым в США является само получение денег должностным лицом или служащим США от иных лиц и выплата таких вознаграждений частными лицами и организациями, то есть общий подкуп без связи с каким-либо конкретным действием или бездействием должностного лица или служащего. За нарушение этого правила установлена ответственность до 5 лет лишения свободы, или штраф в размере полученной суммы, или то и другое вместе.
Борьба с коррупцией облегчается тем, что в США фактически нет иммунитетов, позволяющих должностным лицам избегать наказания за коррупционное поведение. Любое должностное лицо, включая президента страны, может быть привлечено к уголовной ответственности, хотя и в особом порядке, после отстранения их от должности.
В США уголовная ответственность применяется не только к физическим, но и к юридическим лицам. Отсутствие такого института в России приводит к тому, что ответственность за подкуп несут только служащие компании, в интересах которой осуществляется подкуп. Для самой компании осуществление подкупа должностных лиц является выгодным и иногда производится систематически на профессиональной основе.
Для того чтобы стимулировать работников государственного аппарата выявлять факты коррупции в организациях, где они работают, и сообщать о них компетентным лицам, в США принят "Акт о защите информаторов".
Расследование фактов коррупции в государственном аппарате штата и на местном уровне осуществляют органы полиции штата и генеральный атторней штата. Они не подчиняются федеральным органам полиции и обвинения, хотя могут с ними сотрудничать. С целью обеспечения независимости органов следствия от исполнительной ветви власти, возглавляемой президентом, директор ФБР назначается президентом с согласия Сената на 10 лет. Борьба с коррупцией - главная профессиональная специализация примерно 700 агентов ФБР по всей стране.
Только за последние 2 года около 1,6 тыс. американских чиновников на федеральном уровне, в штатах и на местах были осуждены за связанные с коррупцией преступления. Еще 3,2 тыс. коррупционных дел находятся на стадии расследования или рассмотрения.
Канада
В 1985 году в Канаде был принят "Ценностный этический кодекс государственного служащего", содержащий правила поведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникновения конфликта между их служебными обязанностями и личными интересами. Правила направлены на профилактику коррупционных преступлений, установление четких норм поведения всех государственных служащих в части "конфликта интересов" на госслужбе и после её оставления, "минимизации возможности их возникновения и разрешения в случае возникновения в интересах общества".
Данный Кодекс состоит из 4 частей. В первой части сформулированы общие принципы поведения, которыми обязаны руководствоваться государственные служащие. Так, государственный служащий обязан делать все необходимое, чтобы исключить реальную возможность возникновения "конфликта интересов", его видимости, а также создания условий для его возникновения.
Канадским государственным служащим не рекомендуется иметь частные интересы, за исключением разрешенных кодексом, которые могут прямо и существенно касаться ведомства, в котором они работают, при условии, что они лично участвуют в осуществлении соответствующих действий. При поступлении на госслужбу служащие обязаны так реорганизовать свои частные дела, чтобы исключить возможность возникновения "конфликта интересов". Если он все таки возник, его следует разрешить в интересах общества.
Государственные служащие не имеют права принимать различные подарки, подношения, стоимость которых может быть выражена в денежной сумме. Им не разрешается отклоняться от своих обязанностей для оказания помощи частным предприятиям или лицам в их делах с правительством, если в результате этого предприятие или лицо получат со стороны последнего предпочтительное отношение к себе по сравнению с другими.
Государственные служащие не вправе сознательно извлекать материальную выгоду из информации, которая еще не обнародована и стала им известна в результате выполнения своих служебных обязанностей. Ни прямо, ни косвенно государственные служащие не должны допускать использование государственной собственности для любых других целей, кроме тех, для которых она официально предназначена. После оставления государственной службы служащие не должны пытаться извлечь какие либо преимущества из факта предыдущего их пребывания на должности.
Вторая часть Кодекса содержит конкретные требования, предъявляемые к повседневной деятельности государственного служащего. Цель этих требований максимально снизить вероятность возникновения "конфликта интересов" и разрешать их в интересах общества. В соответствии с Кодексом государственный служащий в течение 60 дней после назначения на службу обязан представить уполномоченному на то должностному лицу подробный конфиденциальный доклад о своем имуществе и обо всех прямых и существенных обязательствах, способных противоречить его должностным интересам.
Государственный служащий обязан отказываться от подарков, гостеприимства и иных личных материальных выгод в любой форме, которые могут повлиять на принимаемое им решение в рамках служебной компетенции. Более того, он не вправе воспользоваться предлагаемой ему лицами, группами или организациями, ведущими дела с правительственными органами, личной материальной выгодой. Вместе с тем он может их принять, если эти выгоды не выходят за рамки общепринятого в обществе, свидетельствуют об обычной вежливости или гостеприимстве. В случаях, когда невозможно уклониться от несанкционированных подарков, о них следует незамедлительно доложить уполномоченному должностному лицу своего ведомства.
Без разрешения руководства государственный служащий не имеет права предлагать свою помощь любому лицу или организации, если ее оказание не входит в его официальные обязанности.
Третья часть Кодекса содержит требования к поведению служащего после оставления им государственной службы, цель которых - свести к минимуму возможности возникновения у него еще на госслужбе реального, потенциального или явного «конфликта интересов», имея в виду его будущее трудоустройство за пределами госслужбы, извлечения личных выгод из обладания информацией, ставшей ему известной как государственному служащему.
В течение года после оставления службы бывший государственный служащий не имеет права принимать предложения о трудоустройстве в организацию, с которой он в течение года перед увольнением вел дела от имени государственного ведомства; консультировать с коммерческой целью любую организацию, ведущую дела с правительственным учреждением, в котором он ранее работал, либо с учреждением, с которым вел дела от имени правительственного органа в течение года перед увольнением со службы.
Четвертая часть Кодекса устанавливает минимальные отличия в порядке приема на работу и увольнения со службы некоторых категорий государственных служащих, а также определяет права и обязанности сторон в смысле соблюдения правил о "конфликте интересов".
Китай
Китайская Народная Республика, ударными темпами рвущаяся во флагманы мирового капиталистического хозяйства, формально остаётся социалистической страной. Власть в стране находится в деловитых, цепких и, не сравнить с КПСС, достаточно чистых руках Коммунистической партии Китая (КПК). Однако переход от плановой экономики к рыночной в КНР всё-таки произошёл. Это стало благоприятной почвой для коррупции. Отставание политических реформ от экономических позволяет чиновникам скрывать от общественного контроля управление госимуществом и природными ресурсами, что помогает им превращать народное богатство в личную собственность. Такого рода злоупотребления обрели самые разные формы - от торговли экспортно-импортными лицензиями и выгодными госзаказами до фиктивного банкротства частных предприятий, дабы продавать их за бесценок частным лицам.
Негативным побочным последствием экономических реформ, считают китайские ученые, стал и процесс "капитализации власти", то есть превращение служебного положения в капитал, приносящий дивиденды. Вместо того чтобы играть роль судей, следящих за соблюдением правил игры на рыночном поле, чиновники начали присваивать себе функции игроков.
Уже давно противоборство с древнейшей китайской традицией - брать взятки, принимать подарки, устраивать роскошные банкеты - стало одной из приоритетных политических тем в КНР. Борьбу с коррупцией в Поднебесной возглавляет Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины, которая действует в республике с декабря 1978 года, со времён Хуа Гофэна - второго после Мао Цзедуна председателя КПК. В 2007 году было создано Государственное управление по предупреждению коррупции. В задачи ведомства входят изучение причин возникновения коррупции, анализ методов ее уничтожения, контроль над использованием чиновниками властных полномочий, изучение действующего законодательства с целью исключения из него лазеек, позволяющих администраторам взяточникам уходить от наказания.
Последнее для Китая имеет особое значение. Коррупция здесь порой приобретает столь причудливые формы, что приводит в изумление даже опытных следователей. Именно поэтому Госсовет КНР распространил циркуляр, запрещающий чиновникам получать биржевые акции "в качестве подарков", "покупать дома и автомобили по удивительно низкой цене", "отмывать взятки через азартные игры" и договариваться об устройстве на хорошо оплачиваемую работу после отставки.
Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является систематическая ротация кадров во всех органах власти Китая. Также в рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией усилен контроль за провинциальным звеном партийного и государственного аппарата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провинциальных элит, которые были поставлены в более жесткие условия необходимости следовать линии центра.
В КНР очень жёстко наказывают за коррупционные преступления. По национальному телевидению время от времени демонстрируют публичные расстрелы чиновников. Взятка или хищение на сумму более миллиона долларов - высшая мера наказания. С 2000 года в Китае расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. Всего за последние 30 лет к уголовной ответственности за взяточничество привлечено около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. Однако даже несмотря на публичные казни, полностью искоренить случаи сговора предпринимателей и чиновников по принципу "твоя власть - мои деньги" не удается. Видимо, жажда лёгкой наживы пересиливает страх смерти.
Однако китайцы борются с коррупцией не только казнями. Например, практикуется медитация. Официальные лица в плановом порядке принимают участие в программе "Упражнения по выработке навыков самодисциплины по борьбе с коррупцией". Суть этого тренинга сводится к тому, что каждый чиновник должен честно ответить самому себе на несколько вопросов: "Смогу ли я противостоять искушению получить взятку в размере 15 тысяч долларов? А если предложат 1,5 миллиона долларов? И готов ли я понести наказание - несколько лет в тюрьме или смертная казнь?"
На другом фланге с мздоимством воюют с помощью развлечений. В 2007 году китайские игроделы разработали многопользовательскую онлайновую игру с социальным подтекстом: в игре под названием "Неподкупный боец" пользователям предстоит истребить ораву коррумпированных чиновников, а заодно и их родственников.
Вершить правосудие предлагается тремя изощренными способами: с помощью оружия, магии или пыток. С каждой новой расправой игрок приближается к заветному светлому будущему, в котором нет места ни подлым коррупционерам, ни их гнусным отпрыскам. Столь радужная, хоть и виртуальная перспектива сразу привлекла внимание более ста тысяч пользователей, что объясняется стойкой неприязнью китайцев к нечистым на руку чиновникам и, как следствие, острым желанием воздать подобным делягам по заслугам.
Гонконг
Гонконг - бывшая колония Великобритании, а ныне специальный административный район Китая (максимально широкая автономия до 2047 года). Победить коррупцию в Гонконге, где когда-то ей было пронизано 94% всего государственного сектора (сейчас 2-3%), удалось всего тремя простыми мерами. В первую очередь чиновников заставили доказывать, что всё, что ими было куплено, приобретено на законные деньги. В противном случае - конфискация и тюрьма (в среднем - на 15 лет). В России подобный закон обсуждают, но постоянно пересматривают и дорабатывают, видимо, депутаты понимают, что если принять его в том виде, в котором он работает в Гонконге, то в России некуда будет "складировать" конфискованное имущество и "рассаживать" чиновников.
Во-вторых, была создана Независимая комиссия по борьбе с коррупцией (НКБК), у сотрудников которой очень высокие оклады. В британское время эта структура подчинялась только генерал-губернатору, сейчас - главному министру администрации Гонконга. Комиссия призвана не только выявлять взяточников, но и заниматься профилактикой - предотвращать взятки в сферах, наиболее подверженных коррупции. Также они вправе провести проверку в любом ведомстве и министерстве, если есть хотя бы малейшее подозрение на взяточничество. За работой комиссии следят общественные организации, которые могут уволить специалиста НКБК при документальном подтверждении его нечистоплотности.
В-третьих, людям и журналистам предоставили возможность сообщать о взяточниках: обычные люди стали помощниками независимой комиссии по борьбе с коррупцией. Журналистам было позволено копаться в делах любого чиновника. Кроме того, в Гонконге перестали преследовать тех, кто взятку даёт, то есть виноват всегда чиновник.
И самое главное, все факты поимки коррупционеров и их ареста широко освещались в СМИ. Люди начали замечать, что наказывают не только "мелкую сошку", но и высокопоставленных чиновников. Доверие населения к правительству в его борьбе с коррупцией резко возросло.
Сингапур
Сингапур, как и Гонконг, когда-то был английской колонией. После обретения независимости страна оказалась насквозь пронизана беззаконием и коррупцией, победить которую удалось за несколько лет. Прежде всего были ужесточены меры уголовного наказания за коррупционные действия, повышена независимость судебной системы, резко поднята зарплата судей и обеспечен их привилегированный статус, введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях.
Дела о коррупции среди служащих, особенно занимающих высокие посты, рассматриваются в Сингапуре с суровостью, граничащей с жестокостью. Однако главе министерства юстиции Иенгу Пунг Хо и этого было мало. В 2002 году он заявил: "Я не сомневаюсь, что в судах можно применять куда более жёсткие наказания".
В Сингапуре в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный юридический принцип - презумпция коррумпированности. Это означает, что в отличие от гражданина, заведомо ни в чём не виновного до тех пор, пока в суде не доказано обратное, госслужащий, госчиновник при малейшем подозрении заведомо виновен - до тех пор пока он не докажет свою невиновность.
Как это применяется на практике? Например, в Сингапуре, если становится известным, что должностное лицо нарушило закон и предоставило кому-то необоснованную персональную льготу или преимущественное право (в России подобное происходит сплошь и рядом), доказывать, что это было продиктовано коррупционным мотивом, прокурору нет нужды - это подразумевается как само собой разумеющееся. Обвиняемый же, если не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью и позором для всей семьи на последующие поколения, должен сам суметь доказать в суде, что он был честен.
В наследие от британских колонизаторов страна получила действенную гражданскую службу - Бюро по расследованию случаев коррупции (аналог гонконгского НКБК), ставшее центральным звеном в борьбе с коррупцией. Бюро обладает политической и функциональной самостоятельностью. Этот независимый, постоянно действующий специализированный орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура, при этом в Акте о предотвращении коррупции коррупция точно квалифицирована с точки зрения различных форм «вознаграждения». Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующим органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области. Бюро изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных недостатков в системе управления. Если выясняется, что подобные пробелы могут привести к коррупции и злоупотреблениям, Бюро рекомендует главам этих отделов принять соответствующие меры.
Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в "стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий". Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, следование которым предусматривает: 1) привязку оплаты труда государственных служащих к средней заработной плате лиц, успешно работающих в частном секторе; 2) контролируемую ежегодную отчётность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах (в частности, прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчётные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции); 3) большую строгость в делах о коррупции именно в отношении высокопоставленных чиновников для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров; 4) ликвидацию излишних административных барьеров для развития экономики.
Япония
Нормы антикоррупционного характера содержатся во многих национальных законах. Особое значение придаётся запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих. Эти запреты, в частности, касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского чиновника в отношении частного бизнеса как во время службы, так и после ухода с должности.
Японским законодательством установлены строгие ограничения финансирования избирательных кампаний, партий и иных политических организаций, введен жестко регламентированный порядок осуществления пожертвований в пользу кандидатов на выборах, политических фондов, определен порядок отчетности по поступающим к ним и расходуемым ими средствам. Нарушение положений закона влечёт применение санкций, распространяющих своё действие на ответственных лиц как представляющей, так и получающей политические пожертвования стороны, а также на посредников между ними.
В Японии, как и во многих странах, одним из главнейших направлений борьбы с коррупцией является кадровая политика. Японским чиновникам гарантирована достойная оплата труда.
Южная Корея
Южная Корея является примером "культуры прозрачности". Здесь с 1999 года действует программа "OPEN" (в адаптированном переводе с английского - "Открытость") - онлайновая система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ.
Эталонным назвали и новый закон Южной Кореи "О борьбе с коррупцией", вступивший в силу с 1 января 2002 года и уже получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину: Комитет по аудиту и инспекции (главный антикоррупционный орган страны) обязан начать расследование обвинений по любому заявлению.
Наверное, пора нам тщательно присмотреться к иностранному опыту борьбы с коррупцией, взять на вооружение лучшие образцы. Переняли же мы боулинги, кальяны, брейк-дансы, паркуры, стриптизы, словечки разные американские и прочую ерунду. Может быть сумеем научиться и чему-нибудь более полезному для нации. Департамент собственной безопасности МВД РФ, например, уже прорабатывает вопрос о введении в России такого метода, как "проверка на коррупционную устойчивость" в отношении госслужащих, подобно той, что уже действует в ряде европейских стран. А вообще-то, круг стандартных запретов, ограничений и предписаний для государственных служащих содержится в законах всех мало-мальски развитых стран, и в российском законодательстве они тоже имеются. Так что дело не в законах, а в их строгом исполнении.
Террорито