Немного об Илоне Маске и его экономическо-космическом чуде

May 19, 2016 11:35


Согласно модной теории, появление частной конкуренции в любой области человеческой деятельности обязательно приводит к повышению качества услуг одновременно со снижением цены. "Эффективный собственник" таки обязан найти способ, как сделать лучше и дешевле, а счастливые клиенты - это бальзам, который поддерживает его силы в борьбе за дешевизну и ( Read more... )

Техника, США, Экономика

Leave a comment

terrious May 21 2016, 08:53:06 UTC
Военные очень бы хотели бы иметь такие же надежные, мощные и пр. машины, какие предлагаются "на гражданке". Да вот бюджет не позволяет, поэтому вся "надежность" сводится к максимальной примитивности (чтобы нежалко было выбросить).
................................................................
Бюджет не позволяет ? Т.е. вы считаете, что армейские версии техники ДЕШЕВЛЕ своих гражданских аналогов ? :)
...............................................................
У вас слово "частной" - лишнее.
.................................................................
В принципе - да, только я говорил о конкуренции в рамках экономической теории, а так именно указывается частная.
...............................................................
Я, конечно, могу быть не прав, но не могу вспомнить государственной конторы в Штатах, которая бы делала ракеты. НАСА все время фрахтует всяких частников. А нынче вообще дошла до того, что даже "Союзы" российские субсидирует :)).
.................................................................
Опять таки - в принципе да. С одним "но": НАСА являлась, по сути, этаким "КБ Королева". А вот "смежные КБ" у нее были частные. Постепенно всё большая часть узлов и элементов уходила на откуп частных подрядчикам. А теперь вот не только "железо", но и запуски вообще ушли частникам.

Насчёт того, что Маск умеет считать деньги - точно на 100%. Всё, что ему надо - гарантированные контракты от государства. А что бы обосновать свою цену - он рассказывает о том, как старательно добивается "экономичности".

Насчёт грузоподъемности - извините, но не нужно, это передергивание. Та же Сатурн-5 имела грузоподъемность в 3 раза больше Фалкона и что ? Дело не в максимальной массе полезной нагрузки, а стоимости заброски одной тонны. Пока дешевле Роскосмоса никто не запускает. Маск может добится большей экономической эффективности, но не за счёт "многократности" первой ступени, а за счёт серийности выпуска компонентов ракет. А для этого надо много ГАРАНТИРОВАННЫХ контрактов. Но даже при этом дешевле в РАЗЫ он не сделает.

Reply

ivanov_su May 22 2016, 01:49:21 UTC
> Бюджет не позволяет ? Т.е. вы считаете, что армейские версии техники ДЕШЕВЛЕ своих гражданских аналогов ? :)

Аналогов? Конечно. Мы же говорим за аналоги? А всяких MRAP-ов я в салонах дилеров не встречал :))
У военных дорогие только те железяки, которые сделаны под их исключительные требования. За счет обеспечения этих самых требований - по бронированию, как правило. При максимальной экономии на всем остальном. А обычный грузовик - дешевле, чем та же модель для гражданских. По той простой причине, что у "гражданских" покупателей той же техники есть деньги, а требования жестче, чем у военных.

> Насчёт того, что Маск умеет считать деньги - точно на 100%. Всё, что ему надо - гарантированные контракты от государства. А что бы обосновать свою цену - он рассказывает о том, как старательно добивается "экономичности".

То есть вы полагаете, что Маск не уложится в те цифры, что там записаны? Или что? Что НАСА подписало невыгодный для себя контракт? Или расчитывает на откат от Маска?
Я в самом деле не пойму - а от кого еще у Маска, Локхида и прочих макдональдов будут крупные контракты, кроме как от НАСА? И слово "гарантированные" что значит? Что НАСА заплатит за вывод своих грузов? Тогда вопрос - а бывают какие-то другие контракты?

> Но даже при этом дешевле в РАЗЫ он не сделает.

Ну почему? Роскосмос - не показатель. В свое время - когда им совсем-совсем было не на что кушать, они дешевле запускали. Сейчас они запускают чуть дешевле остальных просто потому, что недоплачивают персоналу, используют старую инфраструктуру и т.д. А американцев эти затраты несравнимо больше. Насколько я понимаю, Маск пытается в принципе изменить порядок работы в этой отрасли, добившись тем самым роста производительности труда в разы. Примерно как у Форда с автомобилями было. Помните, как Форд-Т стал массовым и доступным?

>

Reply

terrious May 22 2016, 09:08:36 UTC
Аналогов? Конечно. Мы же говорим за аналоги?
.................................
Не совсем. Аналоги по назначению, а не по конструкции. Сравните тот же МРАП с тяжелым грузовиком. Назначение - примерно одинаковое: перевозка грузов. А стоимость ...
.................................
То есть вы полагаете, что Маск не уложится в те цифры, что там записаны? Или что? Что НАСА подписало невыгодный для себя контракт? Или расчитывает на откат от Маска?
Я в самом деле не пойму - а от кого еще у Маска, Локхида и прочих макдональдов будут крупные контракты, кроме как от НАСА? И слово "гарантированные" что значит? Что НАСА заплатит за вывод своих грузов? Тогда вопрос - а бывают какие-то другие контракты?
..............................................
Маск в объявленные цифры не уложится В ОБЪЯВЛЕННОЙ СХЕМЕ. Да и при серийности - вряд ли уложится. Запускать ДЕШЕВЛЕ чем НАСА он может быть и сможет, но довести стоимость заброски до цены менее 1000 долларов за кг - нет. А ведь это его объявление.

А гарантированные госконтракты - это и есть основа серийного производства. НАСА же никто не гарантировал госконтракты :)

Гарантированные контракты - это принцип "бери или плати". Т.е. не важно, будет у вас груз или нет, вы обязаны оплатить производство ракеты.

Роскосмос - именно показатель. Сегодня это - самый дешевый извозчик. И главное - не его цена, а возможность к её снижению. У Роскосмоса она есть, и немалая. У Маска ее ПОКА нет вообще. А когда будет и какая - вопрос. Но, опять таки, как я уже сказал, это возможное снижение не будет иметь отношения к многкратности первой ступени.
...........................................
асколько я понимаю, Маск пытается в принципе изменить порядок работы в этой отрасли, добившись тем самым роста производительности труда в разы
...........................................
Вот видите, вы же говорите примерно то же самое, что и я. ИМЕННО !!! И сравнение с первым серийным Фордом - это в точку. Т.е. снижение цены за счёт массовости конвейерного выпуска. И при чём здесь повторное используемые элементы. А теперь представьте себе, что Форд, разрабатывая свою схему, говорил бы всем, что он сделает машину дешевле НЕ за счёт того, что выпуск 1000 деталей вместо 10 удешевляет одну деталь, а за счет того, что будет собирать на свалках выброшенные туда Форды, перебирать их и продавать как новые (я утрирую, конечно).

Вы все время смешиваете разные вещи: слова Маска, дела Маска и возможности Маска. Это три отдельно живущие друг от друга ипостаси.

Reply


Leave a comment

Up