Выбор "Моей улицы"

Sep 03, 2014 02:08

Многие уже знают, что реконструкция Пятницкой улицы и Маросейки с Покровкой вдохновили мэра на программу "Моя улица", в рамках которой планируется в кратчайшие сроки благоустроить полторы тысячи улиц самого разного типа: от переулков до бессветофорных шоссе.


Уже даже появился опрос в “Активном гражданине”, что хотят видеть жители при благоустройстве. Приведенная классификация: магистрали, улицы и “территории с большой пешеходной активностью” на мой взгляд довольно абстрактная и даже опасная для осваивания многомиллиардного бюджета. По ней трудно определить, какие улицы необходимо обязательно делать, а какие могут подождать. Боюсь что всё сведется к опросам в стиле: “Выберите в вашем районе улицу, которую нужно благоустроить”. Каждый будет выбирать свою, и в итоге победят улицы с самыми активными жителями.

Как же реально определить приоритеты?


Логично было бы выявить проблемы на каждой улице и начинать с самых неудобных. Но даже на поверхностный анализ всех улиц Москвы (а их более 3,5 тысяч) потребуется не один год и большая команда, а программа уже запущена и надо всё, как обычно, уже завтра. Кроме того, вполне возможно, что самым неудобным окажется проезд в промзоне, по которому никто особо не ходит. Должен быть другой способ.

На мой взгляд, чтобы понять, как лучше поступить, нужно задуматься над концепцией мероприятия.

Цель приведения улиц в порядок с точки зрения города - повышение их пешеходной привлекательности. В этом есть логика, т.к. вложения проще всего отбить через бизнес: кафе, рестораны, другие заведения, находящиеся на данной улице. Больше пешеходов - больше покупателей - больше налогов и арендная ставка. Соответственно город должны больше всего интересовать улицы с плотной квартальной застройкой и функциональными первыми этажами.

Нет особого смысла благоустраивать улицы в спальных районах.


Так же как и тихие переулки в центре с квартирами/офисами на первых этажах.


(Угадаете, что за улицы на фотографиях?)

Да, их тоже можно привести в порядок, местные жители будут довольны, но возврата инвестиций от этого почти не будет.

Нужно выбрать улицы с функциональными (и функционирующими) первыми этажами. Бизнес хорошо знает, где ходят пешеходы. Соответственно, чтобы понять, за что взяться сначала - нужно на каждой улице поделить количество зданий с функциональными первыми этажами (включив в это число те, что потенциально могут быть переделаны под кафе-магазины) на общее количество домов на улице. Чем выше процентное содержание “функциональных” домов, тем выше приоритет.

Если взять центр, то Тверская, Сретенка, М. Бронная, Б. Никитская (внутри Бульварного кольца) - в приоритете.


Малая Дмитровка, Большая Никитская (между Садовым и Бульварным кольцом), Николоямская, Яузская, Каретный ряд - нет.


Есть улицы, балансирующие на грани, они могут быть вторыми по очередности.

От Садового до ТТК - Проспект Мира, Новослободская, Красная Пресня, Люсиновская, Б. Серпуховская - да.


Б. Каменщики, Новая Басманная, ул. 1905 года, Олимпийский пр-т - нет.


От ТТК до МКАД таких улиц гораздо меньше, но тоже можно найти.


А уже отобрав самые приоритетные, анализировать их со всех сторон и двигать в очереди на реконструкцию, в зависимости от количества проблем. Внести параметры: ширина тротуаров и улицы в целом, парковка, освещение, озеленение, МАФы, фасады, транспортная доступность и др. и по каждому параметру ставить баллы. Получится, что первой улицей для реконструкции станет одна из самых функциональных и самая неудобная по вышеприведенным параметрам. В итоге и результат заметнее будет, и городу выгода с повышения привлекательности улицы для пешеходов и, соответственно, бизнеса.

Да, такой подход приведет к некоторому перекосу. Благоустроенные активные улицы станут еще более привлекательными, а остальные на их фоне будут смотреться еще хуже. Однако ничего плохого в этом нет. Арендная ставка на обновленных улицах вырастет и возможно владельцам некоторых кафе и магазинов станет не по карману. Они начнут искать варианты на более дешевых улицах, в том числе перестраивая первые жилые этажи, что начнёт оживлять богом забытые улицы. И со временем, когда они станут похожи на существующие активные, их можно будет постепенно включать в программу благоустройства.

На мой взгляд рабочий вариант. А вы что думаете? Как еще можно быстро отобрать улицы для благоустройства и реконструкции?

Previous post Next post
Up