Совсем недавно (по историческим меркам - даже не вчера, всего-то 12 лет назад) ученым посчастливилось обнаружить реликварий с частью мощей Св. Праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. Естественно, находка случилась не в Палестине, не в Северной Африке и даже не в Греции, а в Германии. Вот сообщение с православного сайта sedmitza.ru:
В бывшем дворце Баварских королей в Мюнхене обнаружены мощи св. праведной Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи
О том, что мощи принадлежат именно св. праведной Елисавете, узнали лишь тогда, когда реставраторы расчистили латинскую надпись на металлической табличке реликвария.
В музее «Резиденция», расположенном в бывшем дворцовом комплексе Баварских королей в Мюнхене обнаружены мощи св. праведной Елисаветы, жены священника Захарии и матери св. Иоанна Крестителя, родственницы Пресвятой Богородицы.
Мощи находятся в зале, именуемом «Reliquienkammer», где демонстрируются драгоценные реликварии, выполненные в конце XVI - сер. XVIII в. мастерами из Аугсбурга и Мюнхена.
Реликварий с частью мощей (по всей вероятности, главой) праведной Елисаветы в виде лежащего на подушечке расшитого жемчугом бархатного головного убора выполнен мюнхенскими мастерами в период с 1590 по 1640 г.
О том, что мощи принадлежат именно св. праведной Елисавете, узнали лишь недавно, когда реставраторы расчистили латинскую надпись на металлической табличке.
История появления этих мощей в Мюнхене до конца не изучена, но известно, что они были привезены в столицу Баварии из Рима не ранее конца XVI в.
Праведная Елисавета происходила из рода Аарона (Лк 1. 5) и, согласно Евангелию, жила с мужем в одном из городов Иудеи.
Праведная Елисавета вспоминается в православном богослужении в дни Зачатия Иоанна Предтечи (23 сентября ) и его Рождества (24 июня).
В населенном пункте Эвен-Сапир под Иерусалимом, с 1911 г. расположен францисканский монастырь, на территории которого, по преданию, находится та самая пещера, где скрывалась от воинов Ирода праведная Елисавета с сыном. Здесь же, согласно преданию, находятся и место упокоения св. Елисаветы - гробница, обозначенная ныне небольшим вырубленным в камне углублением храме.
Сохранились данные о том, что св. Елисавета преставилась в 22 году по Р.Х. в Хевроне.
Судьба мощей праведной Елизаветы изучена слабо. Известно, что мощи праведных Елизаветы и Захарии находились какое-то время в церкви св. Иоанна Предтечи на месте его темницы в Севастии, о чем в 1185 г. свидетельствовал паломник Иоанн Фока. Доподлинно о том, когда, как и при каких обстоятельствах мощи св. Елисаветы попали в Рим и далее в Мюнхен, неизвестно.
В администрации Мюнхенской «Резиденции» корреспонденту «Седмицы.Ru» сообщили, что в функции музея не входит изучение мощей святых, содержащихся в реликвариях, которые здесь рассматривают лишь как произведения ювелирного искусства.
Коллекция христианских реликвий («Heiltümer») в «Резиденции» возникла в эпоху Контрреформации». Начало ей положил в 1577 г. Баварский герцог Вильгельм V Благочестивый (1548 - 1626), получивший на это благословение Папы Римского Павла IV (1476- 1559). Сын Вильгельма V курфюрст Максимилиан I (1573 -1651) значительно расширил отцовскую коллекцию реликвий. Курфюрст получал новые святыни преимущественно в качестве дара из Рима, а также приобретал их у знати Западной Европы. Он хранил их сначала в деревянных ящиках в построенной в 1607 г. капелле «Резиденции». Отсюда 60 реликвариев с мощами, многие из которых сегодня трудно идентифицировать из-за отсутствия на них каких-либо указаний об их принадлежности, были перенесены в «Reliquienkammer».
http://www.sedmitza.ru/text/1815103.html Привязка истории мощей к израильскому Иерусалиму осуществляется ссылкой на текст Иоанна Фоки, который, якобы, самолично свидетельствовал нахождение этих мощей в церкви Иоанна Предтечи в 1185 году. Однако текста гражданина Фоки до 1658 года никто в глаза не видывал, а ввел сей опус в оборот известный греческий коллаборационист и по совместительству хранитель Ватиканской библиотеки Лев Аллаций. Извлечение единственного сохранившегося манускрипта Иоанна Фоки из небытия выглядело, по признанию самого Аллация, следующим образом. Отправившись на остров Хиос, Аллаций нашел будущий литпамятник у кого-то из друзей и сначала всего лишь хотел переписать текст. После долгих хлопот оватиканившийся грек получил вместо копии самый что ни на есть оригинал и отбыл с ним восвояси. Обработав текст должным образом, Аллаций наконец издал его в Кельне (очевидно, в Риме с типографским делом была напряженка). Правда, злые критические языки утверждали, что обращение Аллация с текстом Фоки было несколько вольным, а титульный лист с датой «1185» выглядел, мягко говоря, неправдоподобно для Византии, где счет лет шел от сотворения мира, но ватиканского библиотекаря такими мелочами посрамить не удалось, поэтому на Иоанна Фоку теперь ссылаются все серьезные византинисты. А что делать? Другого фоки у Ватикана для нас (пока) нет.
А то, что мощи Св. Елисаветы оказались сначала в Риме, а потом у Габсбургов, это все очередная спецоперация французских крестоносных сил. Или подарок византийских императоров римским цесарям. Объяснение легкое и не требующее дополнительных разъяснений.
Если бы не одно но. И это но находится по соседству, в Италии.
Итак,Италия. Венеция. Церковь святого праведного Захарии.
Считается, что в ней почивают мощи св. Захарии, переданные в дар городу Венеции византийским императором Львом V, и св. Афанасия Великого, а само здание было целенаправленно возведено в IX веке для хранения мощей св. праведного Захарии,
Неплохо, правда? Вы еще не успели забыть, что в 1185 году некий Фока видел мощи Елисаветы и Захарии в Иерусалиме? То есть надо либо проглотить, что в IX веке ушлым венецианцам подсунули все что угодно, только не то, ради чего они строили храм, либо со спокойной душой признать Аллация и его фоканиану грубой фальсификацией и отправить все ссылки на этот «шедевр» на помойку.
А факты... факты таковы, что ныне мощи Св. Праведной Елисаветы находятся в Германии, а мощи ее мужа Захарии - в Венеции. И сия локация далековата от ближневосточного Иерусалима, в котором некий армянин, со слов некоего грека, служившего Римскому папе, что-то там видел.