Aug 09, 2022 20:52
14 декабря 1833 года Пушкин сделал дневниковую запись: «Мне возвращён «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи:
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова, -
вымараны. Во многих местах поставлен ?…»
Что же не устроило Николая Павловича Романова в пушкинской строфе? И отчего Пушкин упёрся и не стал публиковать поэму с требуемыми изменениями? Для справки: полностью «Медный всадник» напечатают лишь в советское время.
Ну казалось бы, всё изложено правильно: Москва - старшая столица, Питер - младшая. Это всем известно и никем не оспаривается. Проблема, судя по всему, в порфироносной вдове. То есть, вроде бы, уже не царица, но всё ещё должна признаваться законной женой ушедшего царя. А вот это - уже даже не намёк, а открытый текст. Если Москва всё ещё старшая, несмотря на то, что столица уже в другом месте, значит, законного права голоса она не потеряла. И память о порфире (то есть царском облачении) жива. Возможно, и более прямые претенденты на занятое немцами место наличествуют.
Учитывая контекст эпохи, странный поход Наполеона на Москву, сожжение оной и непрозрачную историю так называемых пугачевских войн, в результате которых Московская Тартария превратилась в часть Российской Империи, стоит ли удивляться тому, что германец Николаус закусил удила, а москвич по рождению Александр не пошёл навстречу императору?..
Русская литература,
Пушкин,
классика,
высокое искусство,
занимательное литературоведение,
Жизнь замечательных людей,
игры разума,
Романовы