Jan 19, 2022 13:55
Являются ли русские народные сказки народными? Вопрос риторический. Конечно, нет. Особенно положенные на бумагу.
С этой точки зрения, очень любопытно глянуть, зачем вообще вводили в оборот некоторые сказочные сюжеты.
Вот, скажем, придумка о Емеле-дурачке.
Что это? О чём это? К чему?
А тут всё примитивно просто.
Надо просто посмотреть на контекст эпохи.
Сказка издана в сборнике Петра Тимофеева в 1787 году. Скорее всего, автором «Емели-дурачка» был сам Тимофеев. Сюжет, конечно, все помнят, поэтому речь не о нём.
Главным героем сказки является Емеля. Учитывая, что только-только отгремела натуральная гражданская война с тёзкой Емели - Пугачевым - выбор имени представляется неслучайным. Да ещё Емельян в переводе с латыни - это соперник. Думаю, в «народной» истории такого совпадения бы не было. Это написано с назидательными целями и не для народа, а для грамотного, но ещё не окончательно смирившегося с политикой Е-2 дворянства.
Если помните, в сказке Емеля сначала попёр буром, за что и был помещён в бочку. Пригласив же царя к себе в хоромы, тут же стал рукопожатным и был прощён.
Видимо, кое-кто грамотный, неплохо разбирающийся в сути момента, посоветовал издать Тимофееву сказочку с намёком: мол, граждане соперники, не искушайте судьбу, соглашайтесь с матушкой-государыней, какие бы в реальности права у вас ни были.
А то так и останетесь в народной памяти Емелями-дураками, которые кое-кому совсем не ровня…
Екатерина II,
политический маркетинг,
игры разума,
Жизнь замечательных людей,
Россия,
латынь,
Романовы,
Вопросы теории,
образование