Иван Севастьян Ручьёв

Jan 17, 2022 16:35


Превосходная книга одного из самых авторитетных исследователей творчества Иоганна Себастьяна Баха Т.В. Шабалиной (доктор искусствоведения, кстати говоря) срывает, выражаясь современным языком, многие покровы. Называется работа «Рукописи И. С. Баха: Ключи к тайнам творчества».

В главе IV «Рукопись и авторство» читаем:

«Надо заметить, что сфера авторской атрибуции (как и хронология) - одна из наиболее динамично развивающихся областей современного баховедения. Показательно, что за последние годы установлено авторство не менее восьмидесяти сочинений, приписывавшихся И.С. Баху ошибочно».

Всего лишь оцените цифру. Задумайтесь. Более 80 произведений оказались просто припиской к известному имени. И это выявлено только в последние годы. А процесс идет.

В книге этого нет, но известно, что индекс произведений Баха за период исследований и сопоставлений похудел почти на 20%. То есть пятая часть всего, как бы написанного Бахом, не имело к нему вообще никакого отношения.

Читаем дальше:

«Так установлено, что автором Прелюдии С-dur для органа BWV 567 является И.Л. Кребс, Фуга h-moll для органа BWV Anh. II 43 написана К.Ф.Э. Бахом»... (а далее - длиннющий список сочинений, которые на самом деле принадлежат Телеману, Эберлину, Граупнеру и прочим сочинителям баховского или околобаховского времени). Кому интересны все названия, покинувшие баховскую шкатулку, может открыть книгу Шабалиной на страницах 255-257, там имеется полный перечень аккуратно подброшенного.



«Проблематичность установления авторства той группы сочинений которые сохранились в рукописи И.С. Баха, но без указания имени автора, тоже достаточно понятна. Как известно, на протяжении всей жизни, начиная с юношеских лет, композитор копировал для себя многие сочинения своих предшественников и современников. Не всегда в них указывалось имя автора. Когда же началось активное изучение баховских рукописей, многие сочинения, переписанные его рукой, стали считаться произведениями И.С. Баха только на основании его почерка. В таком виде (с указанием авторства «di Bach») сохранились баховские копии отдельных кантат Иоганна Людвига Баха, мейнингенского кузена Иоганна Себастьяна. Долгое время они считались произведениями И.С. Баха, пока не было установлено их подлинное авторство».

Ко всему вышесказанному остается добавить, что сыновья Баха тоже были композиторами, а их произведения, естественно, тоже циркулировали в музыкальной среде. Причем с фамилией Бах. Помимо сыновей, у Баха была куча родственников-музыкантов, сочинявших различные опусы. И кто поручится, что записанное за Иоганном Себастьяном не было придумано кем-то из большой семьи?

При жизни Великого напечатали всего пару десятков его произведений. А к концу XX столетия Баху приписывали уже более 1100 музыкальных работ. И это при том, что Иоганна Себастьяна практически забыли на 100 лет, а интереса к никому не известному немцу никто особо за это время не проявлял.

Зато потом, когда Германия начала сплачиваться и процесс создания нации был запущен, фигура Баха разрослась как на дрожжах. Бах и то, Бах и это...

И если в литературе англичане немцев оставили далеко позади, благодаря проекту «Шекспир», то в музыке у германцев появился шанс поквитаться. Правда, под рукой вечно мешались итальянцы со своим видением прекрасного, но и у них нация только-только создавалась.

А, значит, Иван Севастьян Ручьёв оказался практически вне конкуренции...

ловкость рук, Музыка, высокое искусство, фальсификация истории

Previous post Next post
Up