Изучающим историю обычаев разных народов превосходно известно, что день рождения - не тот праздник, который приветствовался сторонниками монотеистических религий. Более того, несмотря на попытки притянуть за уши к исследованию некоторые античные цитаты, создается стойкое ощущение, что ушам сделали бо-бо, но никого ни в чем не убедили.
Да и более близкая к нам по времени история сигналит, что о дне появления того или иного человека на свет мало кто помнил. Даже у особ голубых кровей с фиксацией таких дат были проблемы. Что уж говорить об обычных людях?!
Достаточно вспомнить, что дни рождения практически всех монархов Средневековья до сих пор воспроизводятся на глазок. Я уже как-то писал о Карле Анжуйском, рожденном «в день какой неведомо в никаком году», но это частный случай. Ровно такие же проблемы с определением дня появления на свет имела большая часть благородных донов любых территорий. Регистрация рождений и смертей в 16-м веке чуть упростила гугл-поиск, но не произвела революции в обычаях. Большинству цивилизованных людей было просто-напросто начихать, когда они были явлены миру.
И так продолжалось практически до середины 19-го столетия. Забавный исторический курьез: почитатели и родственники великого Роберта Бёрнса хотели в начале 19-го века отметить чтением стихов день рождения поэта. При том, что были живы и его мать, и жена, и дети, и близкие друзья, никто не мог вспомнить точно, когда же родился главный бард Шотландии. И торжества хотели организовать 29 января, что-то смутно ощущая, ибо помнили, что дело было в конце именно этого зимнего месяца. И только перед самым праздником кому-то пришло в голову заглянуть в старые церковные книги и выяснить, что реальная дата рождения Бёрнса - 25 января. Но при жизни поэта ни ему, ни его окружению до даты не было никакого дела, ведь дни рождения не праздновали.
В России всё было приблизительно так же. Именины отмечали, а вот дни рождения - почти никогда. И только ближе к концу 19-го столетия это стало входить в моду.
То есть никакого обычая праздновать ДР не было.
И тут вдруг евангелист сообщает нам, что:
Мф.14:6 Во время же празднования дня рождения Ирода [выделено мной - АСХ] дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду...
Да ладно! Плясала и угодила? Не сомневаюсь.
Только вот когда это было? Или когда подправили текст слов?
Пока просто аккуратно интересуюсь...