Пиранези рисовал руины. Без сомнения

Nov 26, 2021 12:10



Надеюсь, вам не надо представлять, кто такой Пиранези? Джованни Батиста, живший в 18-м веке в Италии, художник и гравер, запечатлевший римские древности. Наверняка все, кто хоть раз прочитал альтернативные теории, знают, что именно его гравюры приводятся в доказательство глобального катаклизма, случившего лет 200, а может и 300 назад. Дата расплывчата, но это не важно. Потому что ничего в тот период глобального, подчеркиваю - глобального, не было.
[Spoiler (click to open)] [more]

Скажу честно, меня сначала заинтересовала эта теория (всемирный потоп, руины, атомная война, занесенные грунтом первые этажи зданий). Но… Чем дальше я в нее погружался, тем больше находил доказательств, что это все… как бы помягче сказать… о, точно - сова на глобусе...

Рассматривая европейские события 18-го века, нашел много удивительного, что пропустили приверженцы данной теории. Оказалось, что действительно в те времена случилось много знаменательных событий. Здесь и мощное Лиссабонское землетрясение 1755 г., и цунами, докатившееся до Америки, и пожары, превратившие в руины известные города. Но это не было глобальным, хотя и принесло много бед. Всего лишь частные местечковые катаклизмы, описанные в литературе и запечатленные на картинах известных художников.


В. Баженов. Итальянский пейзаж. Рим. 1762-1764 гг.

В свое время нашлись теоретики, которые стали утверждать, что Пиранези рисовал свои развалины с натуры, изображая то, что осталось от строений древней цивилизации, разрушенных потопом (или все-таки атомной войной) 200 лет назад. А выжившие после катаклизма люди постепенно заселили пустующие города. Теория, конечно, имеет место быть, если бы не многочисленные “но”.


С. Воробьёв. Сипорские ворота в Риме. 1838 г.

Докажу это на примере гравюр Пиранези.

Дж.Б.Пиранези стал весьма популярен после того, как начал детально зарисовывать городские пейзажи Рима, при этом уделяя большое внимание древней архитектуре. Первое, что бросается в глаза на его картинах - гуляющие среди развалин хорошо одетые люди. Вряд ли после потопа все одевались сразу же так красиво. Скорее всего, были в лохмотьях и уж никак не с тросточками. Это мне напомнило туристов, приезжающих в Европу на экскурсии в старинные замки.

Но громкие заголовки приверженцев той теории звучат так: «Пиранези рисовал правду». И пишут: «Рисунки и гравюры Дж.Б.Пиранези явно свидетельствуют о сильном и разрушительном потопе в средние века в Италии». И часто в пример приводится вот это изображение. Примечание одного автора: «На строении большой слой грунта - явно не на пыли там растительность выросла».


Дж.Б.Пиранези. Вид на Понте Соларио. 1756 г.

И это неверное доказательство. Потому что деревца на руинах нисколько не подтверждают, что выросли после потопа. На многих строениях, даже не слишком древних, даже современных, растительность растет частенько. Ниже пример моста в Неаполе на рисунке С.

Щедрина в 1819 г. Как видите, там растут кусты, а рядом с мостом деревья. Просто мост к тому времени забросили, и он зарос, как все, куда не добирается рука человека с метлой...


С. Щедрин. В Неаполе. Красный мост. Карандаш. 1819 г.

А еще художникам свойственно приукрашать свои произведения. Вот так нарисовал падающую Пизанскую башню художник П.Корин в 1932 г. Видно, что башня уж очень сильно наклонена, что никак не соответствует действительности.


Слева рисунок П.Корина

Много рисунков было сделано о Лиссабонском землетрясении. В данном случае интересен тот факт, что изображали это событие художники того времени, непосредственные свидетели катаклизма. Много разрушенных строений и оставшихся руин изображались раз за разом.


Лиссабонское землетрясение, 1755 г.
Землетрясение в Лиссабоне

Лиссабонское землетрясение произошло 1 ноября 1755 г., в 9.20 утра. Оно стало одним из самых разрушительных и смертоносных землетрясений в истории, превратив в руины португальскую столицу Лиссабон, и унеся жизни около 90 тыс. человек за 6 мин.

Из истории

1755 год - в столице Португалии, городе Лиссабоне, насчитывалось около 275 тыс. жителей. Находящийся на правом берегу реки Тежу (старинное название Тахо) в 15-ти км от Атлантического океана и утопавший в апельсиновых рощах, Лиссабон считался одним из самых красивейших и процветающих европейских торговых городов.

Лиссабон процветал, в достатке жили его граждане, которые были к тому же ревностными католиками. Одними из самых красивых зданий в городе считались королевский дворец и опера, но в Лиссабоне строили и множество храмов. Жители с гордостью любовались на дело рук своих и свято выполняли все религиозные обряды. Не было ни одного мало-мальски значимого христианского праздника, который бы не отмечали в Лиссабоне. К ним начинали готовиться заранее, отмечали пышно и торжественно.
Землетрясение 1 ноября 1755 г.

Так было и в субботу, 1 ноября 1755 г. Лиссабонцы собирались отмечать традиционный католический праздник - День всех святых.

Городские улицы были празднично украшены, люди надели свои самые красивые наряды. Уже с утра над городом плыл праздничный перезвон колоколов, приглашая на службу. Все храмы и церкви в Лиссабоне широко распахнули свои двери. Жители португальской столицы улыбаясь поздравляли друг друга, говорили приятные слова. После богослужения верующие собирались пройти шествием по улицам города.

Все было подготовлено к торжественному моменту, и никакого намека на надвигающуюся катастрофу. Но шествие не состоялось. В 9 ч 20 мин, когда еще шли службы, город внезапно содрогнулся от подземного толчка. Показалось, что в один миг земля ожила, зашевелилась под ногами, дернулись в сторону здания. Как рассказывал в последствии один из очевидцев, высокие шпили церквей «закачались, будто колосья на ветру». И через несколько секунд после первого удара последовал второй. Он был значительно сильнее и ощутимее: колокольни попадали на крыши храмов, стены домов начали шататься и рухнули на землю, накрывая собой сотни и тысячи выбежавших на улицы горожан.



Не раз толчки с эпицентрами в Азорско-Гибралтарском хребте разрушали португальскую столицу. На этот раз землетрясение началось внезапно, рано утром, в замечательную солнечную погоду. Город, словно погребальным саваном, накрыла громадная свинцово-серая туча, и он будто затих в немом крике. За вторым последовал третий удар, который и завершил начатое дело разрушения. Город рассыпался, как карточный домик.

Спустя приблизительно час после главного толчка море отступило, обнажив приливно-отливную полосу. Стоящие у причалов суда завалились набок на илистом дне. Это было жуткое зрелище - опустевший порт с беспомощно лежавшими торговыми кораблями.

Сотни жителей, которые находились во время подземных толчков в храмах, погибли под их обломками. Те кто остался в живых пытались покинуть рушащийся город, переправившись через реку Тахо. Те, кому удалось вырваться из того всесокрушающего ада, устремлялись к берегу и портовым причалам в надежде выйти на лодках в море и найти там спасение. В 11 часов утра больше сотни человек собрались на берегу реки. Находившиеся в то время в лодках рассказывали в последствии, как громадная волна скрыла лиссабонскую набережную и людей. Когда вода отступила, от массивной каменной набережной не осталось и следа. Согласно воспоминаний очевидцев, набережную поглотила трещина в земле. По мнению специалистов, городская набережная полностью погрузилась в размытый песчаный грунт.

Через какое-то время водные массы промчались назад и обрушились на берег. Высокие, как дома, волны цунами (высота их доходила до 20-ти метров) затопили весь нижний город. Загруженные трехмачтовые суда, как игрушечные кораблики, были подхвачены волнами и заброшены в город на несколько километров.

В скором времени волны докатились до центральных улиц португальской столицы и превратились в стремительные потоки, моментально поглотившие все, встречающееся на их пути. Лиссабон, бывший одним из самых богатых и красивых городов мира, центром торговли, религии и искусства, за несколько минут превратился в груду развалин.

Сквозь раздававшийся из-под земли гул, сквозь грохот рушившихся зданий едва были слышны крики и стоны раненых и умирающих. Горевшие в уцелевших храмах свечи упали на пол, в жилых домах были разрушены очаги и печи, от искр вспыхнула мебель, ткани, ковры. Огонь охватил многочисленные городские строения, и в различных кварталах заполыхали пожары. Все, что смогло уцелеть после землетрясения и наводнения, гибло теперь в огне.



Гёте о Лиссабонском землетрясении

Знаменитый немецкий поэт И. В. Гёте оставил о Лиссабонском землетрясении такие записи: «1 ноября 1755 г. произошло Лиссабонское землетрясение, вселившее беспредельный ужас в мир, уже привыкший к тишине и покою. Земля колеблется и дрожит, море вскипает, сталкиваются корабли, рушатся дома, на них падают башни и церкви, часть королевского дворца поглощена морем… Кажется, что треснувшая земля извергает пламя, ибо огонь и дым рвутся из развалин. 60 тыс. человек, за минуту перед тем спокойные и безмятежные, гибнут в мгновение ока».

Последствия землетрясения

Из 20-ти тыс. домов, которые были тогда в столице Поругалии, более или менее уцелело только 3 тыс. Новое, открытое лишь 6 месяцев тому, здание Оперы (под несчастливым названием Опера Феникс), землетрясение сравняло с землёй. Королевский дворец, находящийся прямо за рекой Тежу на месте современной площади Терейру ду Пасу, был полностью разрушен землетрясениями и цунами. Все церкви и храмы, служебные и жилые здания, которых не смогли разрушить подземные толчки, оказались в огне. Многие из жителей, которые понадеялись переждать землетрясение в домах, сгорели заживо.
Из 275 тыс. городских жителей, погибло больше 90 тыс. Ещё 10 тыс. погибло на средиземноморском побережье Марокко.
Многие увидели в этой трагедии кару Божью, один верующий человек позднее так вспоминал об этом: «Большой чудесный город, богатейший в Европе, теперь обратился в груду камней. Господи, пощади несчастную страну, избавь от бедствия, которое мы заслужили по грехам своим и которым ты нас караешь! Большие чудесные церкви, великолепнее которых нет и в самом Риме, разрушены. Погибли все монастыри, а из 20 тыс. духовных особ осталась в жизни только половина».

В дворцовой библиотеке хранилось 70 тыс. томов, а также сотни произведений искусства, в том числе картины Рубенса, Тициана и Корреджо. Всё это было безвозвратно утрачено. Во дворце погибли и королевские архивы с описаниями путешествий Васко да Гамы и других мореплавателей.



Как считают некоторые сейсмологи, это было самым сильным историческим землетрясением до того времени. От тех трех мощных подземных ударных волн пострадала не только португальская столица. Толчки ощущала почти вся Европа вплоть до Финляндии, и в Северной Африке. Цунами в высоту около 20-ти метров обрушилось на побережье Северной Африки и острова Мартиника и Барбадос в Карибском море. За 1500 км от Лиссабона в городах качались шпили церквей, под ногами ходил пол, уровень воды (к примеру, в Швейцарском озере) внезапно поднялся на один метр, затем вновь опустился .
Толчки вызвали сейши (стоячие волны) на некоторых озерах Норвегии и Швеции. Сила волн в некоторых голландских портах достигала такой силы, что они с легкостью отрывали от пирсов причаленные суда. В Люксембурге обрушилась воинская казарма, под обломками которой погибло 500 солдат. Даже в далекой Африке не обошлось без жертв: по поздним оценкам, около 10-ти тыс. человек остались под развалинами.
После произошедшей трагедии над Лиссабоном долго еще вились черные дымы от пожарищ. Повсюду плавали вырванные деревья, остатки мебели, домашний скарб и трупы людей и животных. Катастрофа была ужасающей, город следовало отстраивать заново…
https://tainav.mirtesen.ru/blog/43948287461/Zemletryasenie-v-Lissabone

Хотелось бы напомнить, что вслед за Пиранези стали писать подобные картины другие художники, впоследствии названные руинистами. Причем данное направление развилось только после того, как стало приносить неплохие деньги. В биографии Пиранези об этом сказано вполне конкретно. Он действительно изображал реальные руины заброшенных зданий Римской империи, к его времени никому не нужных. Только и всего.

Вывод: альтернативные историки правы только лишь в одном - Пиранези и его последователи рисовали руины с натуры. Но это не развалины зданий, оставшиеся после потопа 18-го века, а другие, более древние строения, заброшенные и никому не нужные уже к тому времени. Потому что на виллах жить гораздо комфортнее, чем откапывать доримские развалины. А мода на руинистические рисунки - это всего лишь мода, когда богатые люди стали украшать свои дома подобными гравюрами. Источник: Ломая
копья
Previous post Next post
Up