Оригинал взят у
drevniy_daos в
Три типа общин (приложение к проекту Альтернативного общества) Может возникнуть резонный вопрос - зачем продумывать и прописывать детали, если всё движение пока что присутствует только на бумаге, в замыслах? Не лучше ли сориентироваться по ходу дела, тем более что нет гарантии, что Проект вообще начнет реализовываться? Не лучше. Продумать заранее не так уж сложно, а для дела это совершенно необходимо. Именно для того, чтобы оно успешно реализовывалось, когда начнется. Текущих проблем, я уверен, тоже будет предостаточно. Посмотрите на историю различных экспериментальных общин и коммун в 19 и 20 столетиях. Их было довольно много, особенно в США и России. Почему же все они потерпели крушение? Почему они не привлекали всё новых участников? Просто потому, что это были импульсивные, спонтанные начинания. Потому, что они были неправильно устроены. Потому что люди были неготовы к жизни на земле. Но ведь есть и удачный общинный опыт, я имею в виду меннонитов, в особенности амишей. Религиозный элемент в этих общинах не так силен, как может показаться, не больше, чем в русских деревнях 19 века. Значит, общинная жизнь в современном цивилизованном мире возможна, даже в рамках "передовых" государств. Но создать общины можно только хорошо продумав и подготовившись. Помимо характеристик отдельных общин становится ясно непреложное правило: единичные общины и поселения не могут сосуществовать с Системой и обречены на угасание и исчезновение, либо изменение своего характера и слияние с Системой. Только взаимосвязанная сеть общин, причем разных общин, может укорениться и устойчиво развиваться. В проекте я упомянул три типа общин: городскую, деревенскую и лесную. Чтобы лучше себе представлять будущее Альтернативное общество, мы должны подробно обдумать устройство общин. Но главная задача другая: Альтернативное общество - не утопия, по сути описание общин есть наброски плана действий.
Городская община.
Все потенциальные участники антицивилизационного движения, которые в перспективе станут членами Альтернативного общества, живут в городе. Сюда же я отношу крупные сельские поселения, которые по образу жизни давно ориентируются на город, для которых город - центр культуры. У городских жителей можно выделить несколько важных особенностей. Благодаря тесному контакту с техноцивилизацией горожанин (не каждый, конечно) испытывает отвращение к мегаполису, государству, технике, всему искусственному. На данный момент этот позитивный импульс пропадает впустую. Человек либо уезжает на природу, на дачу, либо использует какой-либо доступный способ эскапизма, например, компьютерные игры. Я называю импульс отталкивания позитивным, так как он побуждает человека к изменению жизни. Если бы человек видел возможный путь, ощущал поддержку других людей, двигающися в том же направлении, импульс отталкивания преобразовался бы в осознанное движение. Человек должен не только ощутить, но и осознать, что цивилизация - враг. Враг, слишком мощный, чтобы с ним сейчас бороться, но очень опасный враг, от которого нужно спасаться.
Городская община призвана объединять людей, ищущих выхода из цивилизации, жаждущих обрести единомышленников и друзей, страдающих от неуверенности и одиночества. В городе многие одиноки, но те, кто идет против течения - особенно. Не секрет, что человека, отрицающего цивилизацию, чаще всего не понимают даже родственники и друзья. Им это кажется блажью, придурью, а то и опасным сумасшествием. Всё, что нужно в этой ситуации - понять, что ты не уникален и не заболел, что есть люди, думающие точно так же. Причем важно, что антицивилизационная позиция строится не на эмоциях только, и тем более не строится на откровениях и вере, а имеет серьёзный теоретический базис. Таким образом, первая задача городской общины - не агитировать людей, а помогать тем, кто и так движется в нужную сторону. Поделиться знаниями и помочь в поиске друзей. Городская община не является общиной в прямом смысле слова, это похоже больше на клуб, собрание, церковь (в протестантском варианте).
Собрание единомышленников в городе не статично. Формируя новые связи между людьми, городская община создает предпосылки для создания деревенской общины. Человек не может уехать в никуда. Он должен представлять, что его ждет, с кем он будет жить, должен чему-то научиться и получить необходимые знания. Всё это он будет получать в городской общине. Если уже созданы деревенские общины, хотя бы одна, члены городской общины могут туда приезжать погостить, обжиться. Это не туризм, хотя может быть видом летнего отдыха. Это скорее практика, личный эксперимент. Такая практика показывает горожанину, что жить без цивилизации волне возможно, и притом приятно. Без постепенного перехода удаление от цивилизации не получится. Сколько бы противники примитивизма не кричали "ну что же вы не уходите в лес, если вам здесь так не нравится?" - не обращайте внимание на подобные провокации. И уйти не просто, и если уйти самостоятельно, вместо пользы получите вред, в итоге вернувшись обратно. Постепенность и совместность действий снимает негативные стороны ухода.
Не все уедут из города. Кто-то не решится, кто-то не сможет по состоянию здоровья, кто-то ухаживает за родственниками, кто-то доучивается в вузе и так далее. Дело для них найдется и в городе. Конечно, лучше (для себя же) уехать от города подальше, но важнее - определенность позиции в отношении цивилизации. И живя в городе, можно оставаться противником цивилизации, быть активным членом Альтернативного общества. У Альтернативного общества много внешних задач, включая научные разработки. Всё это - преимущественно дело горожан. Функции городских общин по отношению к АО в целом, не менее важны, чем у лесных общин. Тем более, что начинаться движение будет, по необходимости, именно с них. По этой же причине я уделил им столько места. Городская община закладывает основы единомыслия и дружбы, она противопоставлена Системе в плане межчеловеческих отношений. Это уже шаг от цивилизации.
Деревенская община.
На первом этапе деревенская община является ключевой. Без наличия деревенской общины все попытки изменить жизнь горожан бесплодны. В то же время, человек не может сразу уйти в лес, даже с групой. Не говоря о том, что такую группу чрезвычайно трудно собрать, задумка легко может провалиться, как только начнется реализация. Мы не готовы для жизни в лесу - это первое. Второе - леса уже не те, что раньше, в них трудно прокормиться. Если приносить в лес какое-то минимальное земледелие и другое подсобное хозяйство - это следует делать осторожно и подготовившись. Такую подготовку предоставляет только деревенская община. Большинство же горожан вообще не способно жить в лесу (или в любой другой нетронутой природной среде). Учитывая немногочисленность оставшихся островков дикой природы, мы можем сразу планировать, что большая часть членов Альтернативного общества, покинувших город, будет проживать в деревенских общинах.
Что подразумевается под деревенской общиной? Компактное поселение единомышленников, которые живут общинно, во взаимодействии. Новое качество приобретается по сравнению с городской общиной, которую составляют горожане-одиночки. Деревенская община - не просто одно место проживания, как у анастасиевцев, это соединение людей в единый социальный "организм". Такое устройство поселения резко отличает его от большинства существующих "экопоселений". Община сразу разделяет примитивистов и дауншифтеров, которые не стремятся полностью отказаться от цивилизации и тем более объединиться. Весь смысл Альтернативного общества - в преодолении отчужденности и индивидуализма. Отказ от техники помогает изменить жизнь. В деревне нельзя отказаться от техники вообще, но можно отказаться от сложной техники, современной техники, использовать по большей части механические приспособления (лопата, топор, грабли, тачка и т.д.). Здесь пригодится опыт амишей, которые не признают электричества. Это может стать главным негласным запретом. Не в том смысле, что нельзя пользоваться электричеством, а в том, что общинники соглашаются не использовать его, следуя своим принципам. Место внешнего ограничения занимает добровольный отказ. Собственно, ради этого и стоит ехать в деревню. По земледельческим обществам, общинам, поселениям литературы и иных материалов масса. Хотя бы по русским крестьянам. Так что создать деревенскую общину будет проще. По крайней мере дома можно строить традиционным образом. Возможны и различные эксперименты в области земледелия, питания, хозяйства.
Деревенская община не обязательно размещается в селе или деревне. Это тип общины, а не характеристика места. Деревенская община может помещаться на окраине маленького городка, в деревне, может быть построена на пустующей земле (в поле либо на лугу у реки). Деревенская община основана на земледелии. Хотя анархо-примитивизм не одобряет земледелие, другого способа получения пищи для многих людей у нас сейчас нет. Плюсом является независимость от Системы. Кто кормит себя сам - становится независимым. В городе человек зависим - он покупает пищу. Качество пищи тоже имеет значение. При самостоятельном выращивании можно быть уверенным - продукты натуральные, без химии. Если деревенские общины будут развиваться успешно, они могут поставлять продукты (в обмен) для городских и лесных общин. Этим будет укрепляться АО в целом, повышаться его привлекательность для стороннего сочувствующего наблюдателя (=потенциального участника).
Лесная община.
О лесной общине я скажу коротко. Это итоговая цель всего проекта, автономное проживание вдали от цивилизации. Но в масштабе всего Альтернативного общества это будет незначительный процент общин и ещё меньший процент людей. Лесные общины будут представлять небольшие экспериментальные поселения, как с постоянным размещением, так и кочующие. Жизнь в лесной общине будет трудной. Первобытным людям было в десятки раз легче. Единственное преимущество, которое у нас есть - медицинские знания. Только здоровье при этом у нас многократно хуже. Соответственно в лесную общину смогут уходить молодые, здоровые, радикально настроенные участники. "Робинзоном", даже в компании других "робинзонов", может стать не каждый.
Для Альтернативного общества роль лесных общин троякая. Первая - символическая. Наличие успешно существующих лесных общин демонстрирует, что АО не отказывается от идеала полной автономии от цивилизации и техники, только движется к нему постепенно. Лесная община обозначает направление развития Альтернативного общества, при полной добровольности действий каждого участника. Как и в деревенские общины, в лесные можно будет приехать на время, правда отсев кандидатов и на посещение, и тем более на проживание будет более жесткий. Вторая роль лесных общин - экспериментально-практическая. Выработка навыков жизни в природе, использования простейших орудий, приготовление и заготовка пищи - всё это перспективные направления. Приобретенный отдельными лесными общинами опыт, благодаря взаимосвязям внутри АО и наличию научного центра, станет общим достоянием. Третья роль - перспективная. Мы должны думать о будущем. Когда цивилизация рухнет, значение лесных общин резко возрастет, они станут образцами, по которым будут создаваться новые общины и преобразовываться некоторые прежние (деревенские). Условно говоря, экспериментальное станет эталонным.
--
Прошу прощения за некоторое многословие. Возможно, я написал что-то кажущееся банальным и очевидным, пусть, лишь бы не было ошибочного. При всей умозрительности картин Альтернативного общества, у меня нет сомнений, что изложенное устройство и распределение общин будет наилучшим. Если говорить о международном положении, то в некоторых странах будут доминировать городские, в некоторых - деревенские общины. Перемещение в соседние страны вполне возможно и даже желательно. Ведь этнический признак для создания общин не имеет значения.