Вообще, средневековых французов с Новым Годом поздравлять рано.
1 января закрепился здесь в этом статусе только при Карле IX, с 1564 года.
А при Капетингах новогодний переход отмечали на Пасху.
Начало января было завершением упомянутого нами к Рождеству «Двеннадцатиднева».
И финалом был праздник Богоявления (или Крещение (Еpiphanie)): 6 января.
В Европе это традиционно «День Королей».
Кстати, греко-католики тоже вывели в рождественском Вертепе "Трёх Царей с Востока". Хотя в православной традиции Вифлеемскую звезду увидали Волхвы. Да и на Западе их знают как магов.
Собственно, средневековое сознание обозночало словом «маг» чародея, кудесника - вот почему «волхвы». В Библейской же версии этот термин обозначал восточных мудрецов-звезочётов. Синоним халдеям.
Изображения волхвов с дарами для вещего младенца, описанных в Евангелии, известны с III века н.э.
Самым древним изображением на тему Рождества Христова в римских катакомбах
ученые называют фреску в греческой капелле катакомб св. Прискиллы.
По мнению проф. Н.В. Покровского, после окончательного разрушения этой фрески
следующим древнейшим фресковым изображением на аналогичную тему считается
рисунок в катакомбе св. апостола Петра и св. Марцеллина.
Версия с четырьмя волхвами.
Они присутствуют как в живописи катакомб, так и в рельефах саркофагов.
Изображения рождественских сцен встречаются уже на раннехристианских саркофагах, например, на латеранском саркофаге, на саркофаге, найденном на древней Аппиевой дороге (IV-V вв.).
Катакомбы Домициллы, 2 пол. IV в.
Саркофаг "Двух Заветов" или "догматический". 325-350 г (Деталь)
Горельеф с саркофага с кладбища св. Агнессы в Риме. IV век
Поклонение волхвов. Мраморный саркофаг
Adoration of the Magi (ca. 425-449),
Ravenna, Museo Arcivescovile, Casket of Sts. Quiricus and Julitta
Поклонение волхвов. Арка базилики Санта Мария Маджоре в Риме.
Мозаика. 432-440 г. Фрагмент
Поклонение волхвов на прориси ампулы.
Палестина. VI-VII в.
"Три Мага" на мозаике в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (526 н.э.)
Упоминаются имена: Balthasar, Melchior, Gaspar
Как видим, в ранней иконографии это и правда были собственно персидские магуш - зороастрийские жрецы-огнепоклонники!
Впрочем, для римлян персидские одежды были просто синонимом Востока и язычества...
Тем не менее, последний персидский царь Кей Хосров II Парвиз (VII в.) уничтожавший все христианские церкви в Палестине, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества из-за персидского обличья изображённых на ней волхвов.
http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=33&chap=27http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=7642http://expertmus.livejournal.com/158537.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Поклонение_волхвов Итак, жрецы-маги, кудесники-волхвы, и цари... И всё это одни и те же персонажи...
О волхвах и их путешествии рассказывается в Евангелии от Матфея, написанном в 50-60-ых годах н.э., а также в апокрифах (бессмысленно придумывать, что всё описанное случилось с волхвами, якобы, в XII веке). Особенности языка Евангелия указывают на его автора как на палестинского еврея.
Adoration Kings/Virgin Enthroned. (Pericopes of Henrih II)
Ottonian X century (Munich, Bayerische Staatsbibliothek)
Поклонение Волхвов на фреске в Каппадокии (XII в.)
1. Часослов (Harley Hours) (1270-ые)
2. Псалтирь (Оксфорд), начало XIII в.
В последней четверти Х века в произведениях христианского искусства на головах мудрецов появляются короны, изображают их при этом людьми одного возраста, а их одежды теряют ярко выраженный восточный характер..
Benedictional of St. AEthelwold (970s)
London, British Library
Миниатюра Минология Василия II (Константинополь. 985 г.)
Миниатюры с Тремя Королями из Германии:
1. Цветной пергамент 1030-1040; 2. Книга 1240 года
И снова Англия:
1. Три Короля (Восточная Англия, сер. XIII в.)
2. Маги у Ирода. Маги у Девы (st.Albans, c.1240)
Здесь тоже не обошлось бюез отсылок к евангельским текстам:
В мессианском Псалме (71. 10-11) говорится:
«Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему»,
А в Книге пророка Исайи (60. 6):
«Множество верблюдов покроет тебя [Иерусалим] - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа».
Причём если количество восточных мудрецов разнилось, то вскоре приняли каноническое число три по числу принесённых даров...
Барельеф из Пизы (XIII в.)
Псалтирь королевы Марии. (Англия, 1315?) (Royal 2 B VII f. 112v)
Фреска Джотто ди Бондоне (начало XIV в.)
Cappella Scrovegni a Padova
* В западной традиции изображаемые одежды и головные уборы пришедших поклониться мудрецов указывали на то, что это язычники.
* В византийской традиции их считали язычниками, пришедшими из Персии или Вавилона, изображали их одетыми в фригийские шапочки, в яркие шаровары и расписные плащи.
* В русской традиции пришедших с дарами к яслям Младенца Христа принято называть волхвами, т.е. служителями опять же языческой религии.
Миниатюры XV века: 1. Фландрия (27.248.7 MET);
2. HM 1163 Book of Hours of Paris manuscript at Huntington Library at Berkeley
Средневековый символизм в конце концов отождествил трёх мудрецов с тремя сторонами света.
С Европой, Азией и Африкой. В связи с чем один из трёх (Мельхиор) стал изображаться темнокожим.
Adoration of the Magi. Master Francke (1424)
1. Византийская фреска (XV в.?)
2. версия Иеронима Босха (ок. 1470-75)
версия Робера Кампена (Франция, 1420)
http://www.essexvoicespast.com/page/7/http://gorbutovich.livejournal.com/52553.htmlhttp://bjws.blogspot.com/2014/01/illuminated-manuscripts-early.htmlУмиляет армянское:
http://m-ignatieva.livejournal.com/61425.html Праздник «Трёх Королей» на Западе очень любят до сих пор.
На границах с немецкими землями ряженые мальчишки традиционно ходят округой по-трое со звездой - петь и собирать подношения... А накануне жглись «bourdifailles» - «костры королей»...
А конкретно во Франции известен обычай «Королевского Пирога». В него запекают боб и угощают гостей - кому попадается боб, становится «бобовым королём».