(Untitled)

Sep 20, 2008 18:50

Уважаемые читатели, 
обращаюсь ещё раз к вам с просьбой помочь в исследовании своим участием в нём.
Я исправила то, что мне рекомендовали исправить, и значительно сократила опрос. Правда, теперь их стало два :)
Размещены на aeterna, качать ничего не надо, присылать тоже.

Понтий Пилат

Иешуа-Га-Ноцри

Спасибо за отзывчивость!

guinea pigs request

Leave a comment

chiosa September 22 2008, 12:22:37 UTC
Кое-какой опыт с опросниками у меня тоже был. Сложность заполнения - это важный фактор, конечно, но нельзя же в угоду ему сильно жертвовать точностью. Может быть, с точки зрения психологии наслаждение и восторг - явления одного порядка (Я не психолингвист, а когнитолог). Но мне кажется, что наслаждение и удовольствие - это как-то ближе к "физическому" полюсу, а все прочее - скорее к "духовному". Поэтому не могу себя заставить дать Га-Ноцри 10 за "блаженство", если рядом стоит "удовольствие".
Ряды смущают очень многие.
"безразличие, равнодушие, пренебрежение, бесстрастие" - Иешуа бесстрастен, но совсем не безразличен и не равнодушен, не говоря уж о пренебрежении.
"внутреннее напряжение, волнение, беспокойство" - у него есть внутреннее напряжение, но все остальное подразумевает внешние проявления этого состояния - а этого как раз-таки нет.
"застенчивость, неуверенность, стеснительность, стыд, растерянность, сомнение" - застенчивость, но он уверен в себе и совсем ничего не стыдится.
"ощущение собственного одиночества, беспомощности, ненужности". одиночество - да, но никак не ненужность.
усталость, но не подавленность и не угнетенность.
покой, но не чувство безопасности.
раскаяние, но каким-то образом без чувства вины и без угрызений совести. он же кается абстрактно, за всех...
уверенность, но без самолюбия, гордости и высокомерия
страх, но не трусость
"тоска, грусть, отчаяние, разочарование, хандра, печаль, скука, уныние, горе, страдание" - только страдание
только преклонение, без уважения и почтения, которые совершенно не нужны Тому, перед кем он преклоняется
чувство зависимости, слабоволие, смирение, самоунижение - только смирение, конечно

Пожалуй, однозначно легко было отвечать только на вопросы с однозначно негативными состояниями. Все остальное очень градуируемо. Мы же говорим про исключительную личность, у него в высшей степени рафинированные чувства...

Reply

maritca September 23 2008, 03:04:54 UTC
Я вас поняла.
Ну вот семантического словаря у меня под рукой нет, но есть Ожегов.
Проверим по нему:
блаженство: полное и невозмутимое счастье, наслаждение.
наслаждение - высшая степень удовольстия.

Так что, я думаю, всё дело в вашей личной интерпертации этих номинаций.
А ближе к физическому полюсу или дальше - ни один словарь вам на это не укажет. Удовольствие - это не физическое удовлетворение. Хотя не исключено, что за физическим удовлетворением последует удовольствие.

>> "ощущение собственного одиночества, беспомощности, ненужности". одиночество - да, но никак не ненужность.
усталость, но не подавленность и не угнетенность

Для подобных случаев как раз и важна возможность "проградуировать" свой ответ от 1 до 10.

Reply

chiosa September 23 2008, 15:39:06 UTC
Да в том-то и дело, что нельзя проградуировать понятия списком, если одно из них для меня как информанта совсем неприемлемо. Да, это моя личная интерпретация этих понятий - но ведь Вас как исследователя как раз интересует то, как я интерпретирую образ Га-Ноцри, не так ли?

То, что я сказала по поводу физического полюса - это только то, что подсказывает мне интуиция как носителю русского языка (я не русист). Можно посмотреть в словаре Караулова, наверное, но у меня его под рукой сейчас нет. Давайте проверим по синонимам Александровой:

удовольствие 1) наслаждение, приятность, сладость, смак, сласть, услада, 2) см. развлечение 2 (забава, потеха).
Обратите внимание на то, что все синонимы из пункта один имеют физический источник(вкус, ощущение), и слово "наслаждение" этот список возглавляет. Второго значения в Вашему списке не было, и его ряд несет слегка негативную коннотацию за счет "праздности" и к Га-Ноцри, по-моему, тоже не применим.

Наслаждение 1) блаженство, нега, кейф, кайф 2) удовольствие

Показательно то, что наслаждение и удовольствие имеют сноски только на друг друга и не связаны с остальными словами из Вашего списка, кроме "блаженства". С ним несколько сложнее, и вот почему: с Га-Ноцри его связывает не сема "удовольствие", а слово "блаженный" и все ассоциации с ним в русской культуре.

восторг - см. восхищение
Восхищение - восторг, самозабвение, экстаз, упоение, экзальтация
Радость - (чувство) ликование, торжество
Кроме "экстаза", пожалуй, все состояния в этих рядах вызываются какими-то причинами внутреннего порядка, а не приходят через внешние рецепторы. Но экстаз может быть и религиозным.

Словом, ни один словарь полной информации тут не даст, конечно (хотя по Караулову я бы все-таки перепроверила). Хотелось бы иметь такую базу, в которой было бы все по полочкам расписано - но такого нет... Приходится полагаться на собственную интуицию.
Хотя... может быть кто-то уже и проводил более подробное исследование по типологии языковых обозначений психологических состояний. Надо бы порыться в новых диссертациях. Я сама сейчас работаю над схожей проблемой на материале английского, и мне некоторую помощь оказали семантические классификации прилагательных и модели тезаурусов.

Все вышевысказанное прошу не считать злобной нападкой на Ваше исследование. Если честно, у меня сейчас совсем нет времени, но мимо поста с упоминанием Пилата и Га-Ноцри я пройти не смогла. Надеюсь, что подсказала что-то конструктивное.

Reply

maritca September 23 2008, 23:56:55 UTC
Меня как исследователя очень интересует, как вы интерпретируете образ Га-Ноцри. Потому, если вам позволит время, я бы с удовольствием подискуссировала с вами бы на эту тему попунктно.
Нет. Я не обижаюсь. Мне интересно. Прошу и вас не обижаться, коли что.
Итак.
Когда я составляла список, я ориентировалась не на свои инерпретации слов, и даже не на чьи-то определённые, а на словари и психолингвистические исследования психологов (Ильин, Белянин).
Так вот, по теории, эмоциональные явления имеют как минимум две стороны: физиологическую (вкусовые ощущения, осязание и т.д., и проявление эмоциональной стороны в таких явлениях как покраснение, дрожь, особенности осанки и т.п.) и собственно эмоциональную (оценка этих ощущений). Конечно, большинство людей чаще всего имеют эмоциональную оценку (договоримся это так называть, поскольку с терминологией в психолингвистике вообще проблемы) в связи с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей. Но это типично и по психологическому определению эмоций (скажем, по узкому определению). По широкому же подходу и по жизни, для возникновения эмоциональных явлений физиологическое удовлетворение не требуется. То есть эмоции возникают "сами по себе": на основе способности человека мыслить, оценивать явления, ситуации, других людей. Так вот неужели вы будете говорить, что для того, чтобы получить удовольствие, необходимо только нажраться от пуза красной икры, например? :)
Можно получать удовольствие, смотря на картину, на собственных детей и т.п.
Что касается интерпретаций моих подопытных: ну вот если бы я отдельно дала слово "удовольствие", тогда -- да. Каждый был бы горазд принимать его так, как ассоциирует. А когда оно находится в "семантическом" ряду с теми словами, с которыми находится, по идее должно быть понятно, что я хочу узнать, насколько, по мнению читателя, Га-Ноцри вообще может испытывать положительные чувства, насколько он может быть довольным жизнью (вне зависимости от мотивов этого довольства).
Относительно "радости" etc. Я же говорю, это не семантические ряды. И слова -- не синонимы. Хотя бы потому, что некоторые из них обозначают эмоцию, а некоторые -- состояние. Но вот человеческие "радость", "счастье" и т.д. никак нельзя отделять от общей способности быть довольным вообще, т.е. довольствоваться, получать удовольствие от чего бы то ни было.
Счастлив тот, кто довольствуется малым, не так ли?
Я, кстати, тут ещё покопалась в семантическом словаре под ред. Шведовой, и не заметила расхождений со своей точкой зрения на классифискацию...

Относительно "более подробного исследования по типологии языковых обозначений психологических состояний" я вот что могу сказать: это вряд ли, если только в работах психологов. И то большое вряд ли.
Потому что зубры психолингвистики признают недостаточную разработанность как терминологии, так и понятийного аппарата вообще. Скажем, нет устойчивого определения ни эмоции, ни параметров, по коим можно было бы отделить эмоцию от чувства и состояния. То есть они есть местами :), но очень зыбкие. Тезаурус номинаций эмоциональных явлений я нашла только у Ильина ("Эмоции и чувства"), и то неполный.
А можно поинтересоваться, какой литературой пользуетесь вы? Меня интересуют "семантические классификации прилагательных и модели тезаурусов" :)

Reply

chiosa September 24 2008, 12:20:27 UTC
Гм. Может быть, тогда сформулировать вопрос более общо, что-то вроде "довольства жизнью"? Если исключить сему мотивов этого довольства, каждый информант будет подставлять что-то из Вашего списка в меру своего разумения. Правда, проконтролировать это не удастся.
Модели тезаурусов у меня были опять же английские, начиная с тезауруса Роже во всех изданиях, Visual Thesaurus, оксфордского тезауруса... прилагательными занималась, например, З.Д. Харитончик, но опять же на материале английского.
Я вспомнила, что слушала доклад на одной конференции по поводу чего-то, что как-то выходило на классификацию эмоций, причем кажется психологическую. К стыду своему не помню точно, о чем шла речь, но мне тогда очень понравилось. Девочку я потом спросила, где она это взяла, и она сослалась на какую-то недавнюю диссертацию из одесского универа имени Мечникова. Так что можно порыться в украинских авторефератах. Извините, более подробно сказать не могу.

Reply


Leave a comment

Up