"Женщина-танк" - так представил зрителям Светлану Дружинину директор "Золотого Феникса" Игорь Степанов
Красавица, кинорежиссер, актер, сценарист, Народная артистка России, Заслуженный деятель искусств РСФРС, женщина-танк … Именно так представил Светлану Дружинину смоленской публике продюсер «Золотого Феникса» Игорь Степанов, и некоторые зрители тут же в изумлении посмотрели на цену кинотеатра «Современник». Ничего «танкового» в обаятельной, элегантной блондинке с шикарными стильными бусами не было. Однако с первых же слов Светланы Сергеевны стало понятно, перед смолянами - сильная леди, которая может читать людей, словно открытию книгу.
Перед началом показа - раздача автографо и ... подарок в виде фотографий
- Я не буду говорить о себе долго, - заявила с ходу Светлана Дружинина, - вы обо мне можете прочитать в Интернете. Хотя Интернет, это, как я говорю, то, что на заборе написано… Но тем не менее там есть сведения обо мне. Например, что родилась я в 1935 году*, у меня единственный муж - кинооператор Анатолий Мукасей и прекрасный сын Михаил, который недавно женился на одной из уникальных девушек планеты - Кате Гамовой. Также у меня трое внуков, один из которых, гениальный киномонтажер и великолепный музыкант, недавно отправился в Индию на поиски истины.
Проведя для собравшихся в зале краткий экскурс в свою биографию, именитый кинорежиссер представила зрителям актрису Снежану Полежаеву, исполнительницу роли Анны Леопольдовны в фильме «Охота на принцессу». Как выяснилось, Снежана - не профессиональная актриса, а студентка МГИМО, которую Светлана Дружинина однажды увидела на одном из мероприятий.
Поговаривают, что у Снежаны всё настоящее...
- Изначально мы хотели пригласить на роль правительницы Российской империи Лизу Боярскую, - пояснила Светлана Сергеевна, - но пока мы собрались снимать, она уже повзрослела. Затем сделали ставку на сестер Арнтгольц, но они так часто мелькали на экране и далеко не в самых положительных ролях, за ними потянулся шлейф пересудов… Искали среди других актрис, но сегодня они все одинаковые. Знаете, пластика творит чудеса и исправляет всё то, что мама родила. Но Господь послал мне такую красивую девушку. Да, она непрофессиональная актриса, но когда Снежана войдет в кадр, вы сразу же поймете, почему мой выбор пал на неё.
Фильм «Охота на принцессу», девятый в цикле «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый», посвящен малоизвестному периоду истории России. В 1739 году императрица Анна Иоановна, не имеющая детей, решает завещать престол будущему сыну любимой племянницы
Анны Леопольдовны. У будущей правительницы есть жених -
Антон Ульрих, герцогом Брауншвейгский, но вот незадача: Анне Леопольдовне он противен, равно, как и второй кандидат на роль супруга - родственник Эрнста Бирона, фаворита стареющей Анны Иоановны. Свое девичье сердце принцесса отдала польско-саксонскому посланнику, графу Линару…
Снежана Полежаева - актриса непрофессиональная, но зато очень искренняя
Посланника Саксонии играет красавец мужчина, мечта многих дам - Александр Домогаров-старший. А после далеко не невинного поцелуя Анны Леопольдовны и Линара, невозможно не задать сей вопрос, так и вертящийся на языке: «А как это, целоваться со звездой экрана?»
- Ой, это, наверное, самый популярный вопрос, - смеется Снежана Полежаева. - За кадром часто спрашивали: «Каково, каково целоваться с самим Домогаровым?» Знаете… было немножечко страшно. Но на съемочной площадке работала команда профессионалов, все они помогали мне, я ведь не актриса. Было очень приятно видеть, что знаменитости сохранили свои человеческие качества. Например, Саша Домогаров, с которым мы сейчас дружим, всегда спрашивал: «Ты покушала? Тебе надо поесть, чтобы работать». Если холодно, то он накрывал плащом… Когда Светлана Сергеевна сказала мне, что я увижу, как за 2-3 месяца коллектив становится одной семьей, я поначалу не поверила. Но так и случилось.
"Саша воткнулся в ее рот, и никуда не делась!"
- На самом деле поцелуй дался Снежане не так просто, - вспоминает Светлана Дружинина. - Было несколько дублей. На первом она так мягко увернулась от поцелуя, то же самое и на втором, и на третьем… Я не выдержала: «Снежана, пожалей нас! Ну, поцелуй ты наконец Домогарова!» А она говорит: «Я боюсь…» Тогда мы отогнали всех за кусты, и Саша Домогаров своей крепкой рукой схватил Снежанку за шею, и, как она там не крутила башкой, он держал ее точно, понимая, что камера здесь, свет там, а девчонку надо целовать. Саша воткнулся в ее рот, и никуда не делась!... Когда это все закончилось, Снежана сказала: «Светлана Сергеевна, у меня завтра будут синяки». И действительно на следующий день она пришла с синяками. Ну что? Мы выпили по этому поводу коньячка: крещение девочки прошло.
Мужчина попросил автограф...
Помимо моральной подготовки к поцелуям, Снежане пришлось также брать уроки верховой езды, фехтования, танцевать в довольно тяжелых одеждах, сниматься сутки напролет и купаться в болотной жиже, изображая счастье. И за все это непрофессиональная актриса Полежаева не получила ни копейки. Снималась за жизненный опыт, признается исполнительница главной роли, да к тому же исполняла все трюки в фильме сама, без помощи дублеров-каскадеров.
... ну как отказать человеку? В ход идет все. Даже принцесса.
- На самом деле мы не очень богатая картина, - признала Светлана Дружинина. - Это лишь кажется. Каким-то образом мне удавалось сэкономить. Я не знаю, как это у меня получается, но наш фильм обошелся всего в 6 миллионов долларов США. Для сравнения: «Сибирский цирюльник» стоит 49 миллионов долларов, «Стиляги» - 12 миллионов… Хотя, конечно, мы снимали в настоящих интерьерах, с вещами той эпохи. Когда-то, еще во время съемки «Гардемаринов», я прописывала в титрах директоров музеев научными консультантами, чтобы они в голодные 90-е могли хоть какие-то средства получить. Долг платежом красен. Теперь все эти директора дают мне снимать в интерьерах музеев. Мы работали по понедельникам (а это выходные музеев) и после ухода последнего посетителя, поэтому съемки часто проходили ночью.
Ночные съемки - хоть спички в глаза вставляй...
- Да, - подхватила Снежана Полежаева, - мы часто снимали ночью. Первый кадр, когда я сижу на троне, на самом деле снимался поздно ночью. Мне было физически трудно, хоть спички в глаза вставляй. Или вот ночная смена, которая началась в 8 утра и закончилась в пять утра следующего дня… На самом деле кино - это сказка, фантазия, мир, в котором любой хочет очутится. Но это с одной стороны. А с другой, это тяжелый труд 24 часа в сутки.
Картина «Охоту на принцессу» произвела на смолян благоприятное впечатление. Некоторые после показа признались, что посмотри они в свое время такой фильм, глядишь, и история училась бы легче. И в этом нет ничего удивительного. Светлана Дружинина изначально задумывала цикл «Тайны дворцовых переворотов» как видеопособие для школьников.
- Можно сказать, что это история в лицах, - говорит автор. - Да не всегда эта история приглядна, но она не имеет сослагательного наклонения. Историю надо знать, чтобы делать выводы и не повторять прошлых ошибок. Конечно, не все события прошлого мне по душе. Но все фильмы этого цикла сняты с любовью, с болью, с горечью и надеждой.
_________________
*На самом деле различные Интернет-ресурсы указывают разные даты рождения Светланы Дружининой. Где-то, действительно, стоит 1935 год, а где-то 1936-й.
"Историю надо знать, чтобы делать выводы и не повторять прошлых ошибок".
Любопытные факты о фильме «Охота на принцессу»:
1. Фильм снимался на пленку. «Анатолия Мукасея никогда не заставишь снимать на «цифру», - говорит Светлана Дружинина, - он любит хенд-ворк, и не успокоится до тех пор, пока не напишет картину светом, чтобы его любимые актрисы были самыми красивыми».
2. К 400-летию дома Романовых, возможно, «Тайны дворцовых переворотов» превратятся в ТВ-сериал.
3. Каждое утро, в шесть часов, Снежана Полежаева вместе с Лолой Кочетковой (исполнительница роли фрейлины Анны Леопольдовны Юлианы Магнусовны фон Менгден) приезжала в конный полк полиции и брала уроки верховой езды.
4. Сцена в лодке снималась при отливе. Главным героям - юной принцессе и графу Линару - пришлось на самом деле плескаться в мутной, болотной водице с ужасным запахом. А чтобы зритель думал, что там достаточно глубоко, актерам пришлось играть большую часть сцены на коленях, по пояс в воде.
5. В сцене с взятием барьера на лошади не участвуют каскадеры. Трюк, когда Анна Леопольдовна в прыжке раскрывает руки, Снежана Полежаева исполняла сама, без помощи дублеров.