Оригинал взят у
o_dysse_y в
О мужском обесценивании, ч. 2Продолжая
размышлять на тему обесценивания женщин, я задумалась вот о чем. Поскольку не существует односторонних взаимодействий, обесценивание женщины в отношениях - это обмен. Бассейн, в одну трубу которого вливается нечто негодное, а из второй вопреки логике вытекает нечто годное. Говоря об обесценивании, я имею в виду те усилия, которые женщина вынуждена потратить на то, чтобы как-то с ним справиться. Они, эти усилия, и есть тот философский камень, который превращает отбросы в пищу, а обесценивание - в двигатель семейного счастья.
Это прощение и оправдание разными способами всех 50 оттенков скотства - от засовывания немытой тарелки в холодильник до тяжелых форм абьюза.
Это защитные действия, направленные на снижение вреда обесценивания - от доказывающих значимость курсов дополнительной женственности до идентификации с агрессором и всех видов самоунизительного шутовства в роли "я такая дурочка". Все виды смеха сквозь слезы, все виды перенаправления собственного ресурса на мотивацию и поддержку обесценивающего партнера, весь перфекционизм идеального домоводства, все виды секса, призванные компенсировать постоянный шантаж "отношений на стороне" - призваны доказать поставленную под сомнение значимость женщины, ее самооценку. Встречные требования от мужчин, выражаемые речистыми психологами - авансом подпитывать самооценку мужчины в качестве секрета женской мудрости.
Это подпитка "хорошести" - терпения, скромности, самопожертвования, духовности - от культа материальных лишений и некомфорта, существующего неизвестно зачем до культа материального богатства, для женщины непременно отягощенного беспомощностью и инфантильностью.
Обесценивание женщины - это нечестный обмен, манипуляция, на которой все и работает. Унижение, побуждающее "постараться". Обличение, побуждающее "исправиться". Обман, побуждающий "вложиться".
Если и существует женский вклад в поддержание патриархата - то он здесь, в неадекватной реакции на обесценивание, в переработке обесценивания в оптимизм силами собственной души. Он - во внимании к лицемерной похвале мужчин. Мы все знаем такую "похвалу", токсичную не хуже прямой критики. Чем мощнее обесценивание, тем ниже планка поощрения. В пределе токсичных отношений за поощрение сходит обещание поощрения или просто отсутствие обесценивания, притворное раскаяние за насилие или демонстрация взаимной принадлежности, общности. Собственные "вложения" в отношения, часто весьма своеобразные, превозносимые абьюзером до небес, непочтение к ценности которых - тягчайшее преступление женщины в его глазах.
Однако, нечестность этого обмена и представляется мне уязвимым местом. Привлекательность обмена обесценивания на ништяки лечится простым подсчетом дивидендов каждой стороны отношений. Смотрим на соотношение вклада и отдачи. Здесь есть одно тонкое место - не позволять пересчитать значимость вклада сторон отношений за нас. Не вестись на обесценивание нашего труда, наших чувств, нашей деятельности, нашего вклада в отношения, нашей роли в жизнеспособности семьи - и не вестись на осознание того, что наш вклад не только востребован, но и оценен. Либо мы делаем не больше партнера - либо партнер делает не меньше нас.
Женщина в семье: цена оптимизма