Что такое «сексуальный абьюз»? Контакт или взаимодействие взрослого и ребенка, когда ребенок используется для сексуальной стимуляции. Также любой сексуальный контакт или интеракция, налагаемая на ребенка родителем, воспитателем, членом семьи или любым человеком, занимающим позицию доверия или авторитета в жизни ребенка, является сексуальным абьюзом.
Кто такой «педофил»? Какие его методы оперирования? Каковы его рационализации? Каковы последствия у пострадавшей?
Я начну с того, каким образом ребенок вовлекается в такие ситуации. Каким образом преступник входит в доверие к ребенку и совершает развратные действия? Первое, на что нужно обратить внимание, это если у ребенка вдруг установилась дружба с каким-то взрослым человеком. Я не говорю, что теперь каждый взрослый - педофил, просто за этими отношениями родителям нужно наблюдать. Например, приехал внук или внучка к бабушке, и бабушка не нарадуется, что какой-то сосед через дорогу начал проводить много время с ее внучкой, в то время как она занята на кухне или в огороде. Бабушка может и не подозревать, чем такая ситуация может в итоге закончится. Вот, я об этом и говорю, когда взрослый уединенно уделяет много внимания ребенку, особенно маленькому, противоположного пола. Итак, первое - «особая дружба», «особый друг».
Второе, когда у ребенка вдруг начали появляться деньги, подарки, особенно не по возрасту. Они используются как подкуп, как взятки (фаворитизм). Например, если мы у пятилетней девочки увидели, например, 10 или 20 рублей, то нужно поинтересоваться откуда эти деньги? Кто дал? За что?
Третий прием, который использует преступник называя свое преступление «нашим секретом»: никому не говори, нас никто не поймет, а если узнают, то запретят вообще дружить, будут дразнить, смеяться.
Если никакие выше тактики эффективно не работают, то педофил использует следующий шаг (четвертый) - запугивание и угрозы: «если ты кому-нибудь расскажешь, то тебе не поверят, а если поверят, то спросят, почему молчала и накажут за плохое поведение, и за то, что молчала. Будут дразнить, стыдить, винить, смеяться».
Последнее, пятое, это когда педофил применяет жестокое обращение с пострадавшей. Например, если родитель (педофил), то наказывает физически строго за якобы другие провинности, но пострадавшая и он понимают, почему придираются и особо жестоко наказывают.
Ранее был фаворитизм и снисхождение, а тут вдруг пристальное негативное внимание, придирчивость, преследование, жестокость в наказании. Опять же, преступник старается не оставлять следов жестокого наказания. Например, посторонний для ребенка преступник мог сильно его толкнуть и следов на теле нет, а устрашающий эффект физической расправы произведен.
Кто такой педофил? Его психологический портрет.
Вначале я процитирую ту статью, которая была напечатана в журнале «Психология» («Psychologies») Еленой Ратнер за сентябрь 2007 № 19, стр. 100-101, а потом отмечу некоторые пункты:
«Можно выделить общие психологические черты, свойственные педофилам. Для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе как в сексуальном партнере, страх перед общением со взрослыми женщинами. Они необщительны, тревожны, пугливы, не способны сдерживать свои импульсы. Эти личностные особенности формируются под влиянием нескольких факторов. «Большинство педофилов в детстве были жертвами насилия» - говорит Инна Ушакова (врач, судебный психиатр), - «их избивали, унижали, насиловали, они пережили инцест. И теперь став взрослыми, в своих сексуальных действиях они либо воспроизводят свой травматический опыт (осознано или бессознательно мстят за прошлую боль и унижение), либо вообще не считают свои поступки аморальными и противоправными. В детстве они сами были объектом сексуальной эксплуатации, и в их психике могло зафиксироваться, что заниматься сексом с ребенком - это нормально». Кроме того, многие педофилы пережили травматический опыт в подростковом возрасте, когда формируется взрослая сексуальность. «Первый сексуальный опыт у педофила часто бывает неудачным», - поясняет клинический психолог Серегй Ениколопов. …Когда соединяются пережитое насилие, проблемный переходный возраст и дисгармоничная личность (для которой характерны нестабильность и импульсивность), смесь может оказаться взрывоопасной». (конец цитаты)
Итак, на что я хотел бы обратить особое внимание в описании психологического портрета педофила: это не зрелый человек (не зрелая личность), эмоционально не здоровый, пугливый, трусливый, боязливый. Эмоциональную близость ребенка истолковывает как приглашение к сексуальным действиям. Это слабый человек, но упрямый, с повышенной жалостью к себе. Социально неадекватный, то есть не способный установить глубокие, открытые и полноценные отношения со своими сверстниками. Часто ведущий скрытый образ жизни, но это не означает, что он не может вести активную (часто показательную) социальную деятельность или занимать социальную должность в обществе. Например, педофил может быть общественно активным, а характеризоваться людьми, которые знают его в других контекстах жизни, где он не играет такой общественно активной роли как «скрытного, непонятного, и даже странного» человека. Часто педофил сам был жертвой сексуального насилия в детстве. Воспитательный стиль родителя или воспитателя педофила - это тоталитарные, авторитарные методы воспитания, почти всегда сопровождающиеся физическим и психическим насилием. Супружество зачастую у педофилов не по любви, а по какому-то либо расчету, по обязанности, какому-либо «долгу» и, будучи эмоционально и сексуально неудовлетворенным, педофил ищет сексуальной и эмоциональной близости «на стороне» и по ряду перечисленных выше причин, злоупотребляет несовершеннолетними детьми родными или чужими.
Педофилия имеет тенденцию (как любое заболевание) прогрессировать со временем. Подчеркну, что при первом контакте с педофилом у вас не будет впечатления что он какое-то «чудовище». Ведь дети к страшному человеку не подойдут. Напротив, он обаятелен, тактичен, вежлив, добр, с хорошим чувством юмора и прекрасными актерскими способностями. Но при установлении личностных близких отношений с таким субъектом взрослый человек можете заметить перечисленные выше характеристики. Сопутствующим фактором в развитии у человека педофилии может быть его увлечение порнографией, особенно детской. Под давлением культуры релятивизма, эгоизма и ложной «вседозволенности» экспериментировать человек может опуститься в своих эротических фантазиях и до возраста детей, а конец такого пути - тюрьма и трагически поломанные жизни, здоровье и судьбы детей.
Рационализации, которые используют педофилы в оправдание и для «нормализации» своего преступного поведения, следующие. Я процитирую вам некоторые наиболее характерные высказывания, которые как специалист сам слышал в своей психотерапевтической практике, при работе с данным контингентом:
«Я же своими действиями не причинил физической боли и физического ущерба ребенку»; «я этого не планировал, изначально у меня такого намерения не было, это как-то само получилось». В большинстве случаев сексуального абьюза, преступник якобы не имел изначального намерения совершить такое действие.
«Я в принципе не виноват, я хороший человек и многие подтвердят, что я хороший, а если виноват, то только частично, ведь жертва тоже в чем-то виновата, у всех людей есть ошибки, и нет совершенных людей в этом мире, поэтому ничего страшного и не произошло»; «она сама спровоцировала меня на это, она сама подошла ко мне, когда я лежал в зале на диване, она сама прислонилась ко мне, что ты думаешь, она хотела от меня?» Если педофил не признает полностью вину за свое преступление, то он однозначно социально опасен.
«Это я пострадавший, а не они, так как меня опозорили, лишили работы, должности». И это они говорят с полным убеждением и искренностью.
«Я не мог это контролировать, это выше моих сил, это влечение сильнее меня».
«В чем я виновен? - ей нравилось то, что я делал, я сам это видел».
«Это было образовательным моментом для нее в плане сексуальности, неужели какой-нибудь панк или полупьяный наркоман учил бы ее как это делать».
«Она такая красивая, я ее так сильно люблю, я устоять не мог, и вообще это то, что делают люди, когда они любят друг друга». Это объяснение обычно в ситуациях, где очень сильная и глубокая привязанность дочери к отцу и наоборот и тогда травма и ее последствия намного глубже.
«Твоя мама болеет, не дает мне ласки, мне нужна женская ласка, я живой человек, поэтому ты сможешь помочь папе».
«В Африке племена этим занимаются, спят с кем попало, и ничего страшного еще не произошло, живут и нет проблем». И как ты педофилу ни говори, что у нас Европа (Россия или Америка), он все равно продолжает ссылаться на Африку.
«Она, девочка, ведет себя провоцирующее, развратно, и она генетически склонна к такому поведению и поэтому я являюсь жертвой ее генетической программы, это она мне прохода не дает».
Работать с педофилами очень сложно. Она должна проходить индивидуально и обязательно в группах на еженедельной основе, и длиться в среднем три года, чтобы получить какие-то психотерапевтические результаты. Важно, чтобы с педофилом работали два специалиста, а не один человек.
При обсуждении ситуаций «сексуального абьюза» иногда уделяется много времени на выяснение причин педофилии, способов ее лечения, как помочь «несчастным» педофилам, но при этом пострадавшим уделяется очень мало внимания. Поэтому, поговорим о пострадавших детях.
Последствия «сексуального абьюза»:
Ребенок испытывает шок, испуг, конфузию (confusion), панику. Зарождается страх, очень сильное чувство стыда - «кто я есть теперь, что есть теперь мое тело?» Сильное чувство вины за свои действия или не достаточность действий. Ребенок склонен винить себя и брать чужую вину на себя, а педофилы еще и усиливают это чувство с перекладыванием ответственности на ребенка, например, «ты же не ушла, когда я начал это делать, значит, ты тоже виновата». Чувства амбивалентности: с одной стороны - любит отца, с другой - ненавидит за то, что он совершил против нее. Ощущение, что она «грязная» и часто это проявляется в очень долгих водных процедурах, где девочка старается водой смыть «психологическую» боль и «грязь» происшедшего, такой период может длиться годами. Нарушения сна, бессонница, кошмары, «ночные слезы», т.е. слезы по ночам как оплакивание своих потерь. Замкнутость (withdraw) ребенка, когда ребенок вдруг замыкается, отдаляется от других. Это может перерасти в состояние повышенной раздражительности, тревожности, плаксивости. Появляется проблема гнева: как ребенку проявить свой гнев по поводу совершившейся несправедливости? Если направляют гнев внутрь себя, то развивается депрессия, зависимости и разные деструктивные поведения, такие как злоупотребление алкоголем, курение, наркомания, проституция, и даже пищевые зависимости - умышленное ожирение, «переедание» (заедание боли и желание выглядеть непривлекательной для преступника). Также, ролевая конфузия в семье: кто я теперь в семье? Процесс скорби и горевания о потере детства, которое внезапно оборвалось одним актом преступления. Чувство предательства, что взрослый, которому доверяла и любила - предал ее чувство чистоты, невинности, доверия и любви, хотя педофил будет до смерти твердить, что он совершил преступление «по любви» и на самом деле любит ребенка, что тормозит восстановление психического здоровья ребенка. Естественно у ребенка развивается подозрительность, недоверие. Фрагментированная память, и в то же самое время флешбэкс (flashbacks), когда воспоминания внезапно «нахлынут». Чувство брошенности, оставленности один на один с такой не детской проблемой. Нарушается самовосприятие и самооценка. Нарушается процесс мышления в понимании себя, жизни/мира, своего места в жизни и своего предназначения. Например, одна из пострадавших сказала так о себе и об абьюзе: «Пусть он делает со мной что хочет, только меня пусть не трогает», то есть она отграничила себя от своего тела, которое подвергалось сексуальному абьюзу. После повторяющихся неудачных попыток остановить абьюз, у ребенка развивается чувство беспомощности, которое постепенно может распространиться и на другие области жизни ребенка. То есть ребенок использовал все свои детские ресурсы и ничего не помогло: «мама не защищает, взрослые не слышат и не понимают, говорю, что не хочу! не надо! не буду! а все равно это совершается, логика не работает, психологических сил сопротивляться больше нет, больше ничего придумать не могу в данной ситуации: как противостоять и как выйти из нее». Поэтому ребенок может «сдаться» и перестать сопротивляться абьюзу. Возникает чувство самоненависти, нередко ребенок начинает помышлять о самоубийстве и даже может сделать план и совершать попытки самоубийства.
Далее, симптомы ПТСР (пост травматического стресса расстройства). Можно разбить последствия на три категории: 1) начальные, первичные, 2) срединные последствия (когда последствия увеличиваются в степени и в качестве и жертва это явно выражает в поведении), и 3) долгосрочные последствия. К долгосрочным последствиям можно отнести и то, как пострадавшая под воздействием последствий выбирает учебу, профессию, работу, будущего супруга, как она воспитывает своих детей, как она выбирает свое будущее - то есть, все идет под воздействием травмы, если ребенок или уже взрослый, получивший в детстве подобную травму, не получил профессиональной помощи.
У 12% пострадавших от сексуального абьюза развивается гомосексуальная или бисексуальная ориентация впоследствии. Последний шаг, который ребенок предпринимает как защиту и как побег от проблемной ситуации сексуального абьюза, это уход ребенка в мир фантазии и психоза, тогда уже ребенок попадает на лечение в психоневрологические отделения.
Нельзя забыть, что есть и духовные последствия, которые переживает ребенок, например, цитирую одного из пострадавших детей: «Где был Бог, когда все это совершалось со мной? Я ведь молилась и не один раз, а он приходил ко мне и делал это, а Бог не защитил меня! Может Ему нравится смотреть на то, как это происходило со мной?»
Я хочу закончить высказываниями пострадавших, которые реально иллюстрируют насколько глубоки раны, нанесенные сексуальным абьюзом: «Этот мир не для меня, я сама во всем виновата, я это сама заслужила, я бесхарактерная, это я испугалась, я никому не сказала, я слабачка, я не закричала, почему? Я ему поверила - я тупая… как я не догадалась?»
«Я чувствовала, что это что-то не то, но не догадалась куда это все приведет - мои чувства не работают. Мне было приятно, мне это понравилось - о, ужас! Как я буду смотреть в глаза матери? Родителям? Они гордятся мной и друзья тоже! Раз это произошло со мной, значит, я этого достойна, я это заслужила. Ну, пусть тогда происходит и дальше. Мне уже все равно, меня никто не понимает, лучшего я не жду от жизни, я не достойна лучшего. Кто я теперь? Посмотрите на меня, что от меня осталось? Что со мной сделали (было два педофила) и я позволила… безвольная…Я сопротивлялась, но у меня ничего не получилось, у меня ничего в жизни не получится… Я стала «этой» такой прислугой… вещью для «этого». Я стала «этим»…
«Мне все равно, что будет со мной и с моей жизнью… Я хочу сбежать куда-нибудь. Я хочу уйти из жизни. Если меня изнасилуют, мне все равно. Если меня изнасилуют - я никому не скажу…
Пожалуйста, насилуйте меня, мне все равно… Мир который был, который я вижу вокруг люди живут такие радостные, спокойные, открытые: тот радостный, простой мир, мир простых людей, беззаботный, спокойный, легкий, невинный… - ушел, он не для меня… я не живу, а просто существую, жду конца, мне все равно, меня здесь нет».