Проблема популяризации в современном обществе национального костюма достаточно актуальна.

Mar 29, 2012 00:51


Проблема популяризации в современном обществе национального костюма достаточно актуальна. Так, например, молодёжь Дагестана в большей степени ориентируется на западно-европейский, а с 90-х гг. прошлого столетия восточный стиль в одежде, позабыв о собственных истоках. Вместе с тем, благодаря творчеству наших дизайнеров, в современном костюме всё чаще звучат традиционные мотивы, используется богатое национальное своеобразие самобытных покроев, вышивок, аппликаций, ювелирных дополнений (пр. массивные серебряные пояса, колье, нашивные украшения). Обращаясь к зарубежному опыту, отметим, что шотландский килт, японское кимоно, индийское сари и по сей день являются органичной частью современной культуры названных стран, нередко используясь в качестве признака национальной принадлежности на разного рода торжествах, праздниках, приёмах. Следует признать, что в каждом таком костюме объединены в единое целое традиции, фольклор, наука, ремесло. Одежда выступает в качестве важного социокультурного маркера, такого же, как и родной язык.

Использование традиций народного костюма при моделировании современной одежды - один из наиболее интересных и перспективных путей в области дизайна, завоевавших устойчивую популярность. В течение столетий отшлифовывались и согласовывались традиционные элементы, отметалось все случайное и сохранялось только самое понятное, доступное, близкое людям, вкладывавшим в тот или иной костюм свои понятия о красоте. Необходимо отметить особую значимость цветового кода, являющегося одним из важнейших элементов, участвующих в создании модели мира. В рамках дагестанской традиции можно с уверенностью утверждать, что красный цвет являлся доминантным в семантической структуре ритуального наряда .

С древности в Дагестане важную часть художественной культуры представляли домашние промыслы по изготовлению одежды, отличавшейся многообразием материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений. Функционально оправданное этническое своеобразие наряда предопределено природно-климатическими условиями, особенностями хозяйственно-бытового уклада, художественно-вкусовыми предпочтениями, поверьями в апотропейную символику орнаментальных композиций. Неповторимую самобытность придавал горскому костюму орнаментальный декор, как и у многих других народов мира, имевший не только эстетическое значение, но служивший оберегом: узорами-символами украшались края одежды, сквозь которые могли бы проникнуть вредоносные силы. Кроме того, для традиционного костюма характерны всевозможные дополнения в виде серебряных ювелирных украшений, среди которых преобладали стилизованные зооморфные мотивы, так же служившие оберегом . Не удивительно, что самобытные наряды горянок вызывали восторг известных художников - исследователей культуры Дагестана, таких как Г. Гагарин, Т. Горшельдт, Е. Лансере, оставивших ценнейшие зарисовки костюмов, обуви, украшений, головных уборов женщин ряда обществ Дагестана, имеющие огромное эстетическое и научное значение. Значительный вклад в изучение дагестанской традиционной одежды внесла этнограф, профессор, заслуженный деятель науки России С. Ш. Гаджиева. Ею подробно исследованы костюмные комплексы различных народов и этнических групп, составляющих многонациональную разнообразную культуру края, определённые характерные особенности всех видов одежд, приёмов ношения и регионального бытования. Нельзя не отметить научно-исследовательскую и творческую работу талантливого журналиста Мисиду Султановой. Будучи аспирантом Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, она издала книгу, в которой народный женский костюм Дагестана предстал в качестве важнейшего явления традиционного и современного декоративно-прикладного искусства.

Кратко характеризуя особенности традиционного наряда, следует отметить, что плечевая женская одежда (отличающаяся большим разнообразием по сравнению с мужской) представлена рубахами, платьями, платьями-рубахами, стёганными бешметами, кафтанчиками, нагрудниками, передниками. Шили их, в зависимости от степени материальной обеспеченности и эстетических потребностей семьи, из самых разных тканей - хлопчатобумажных, льняных, шёлковых, шерстяных и других кустарных (местных и закавказских) и фабричных тканей: ситца (набивного и гладкого), сатина, бязи (чаще крашенной), тафты, парчи, шелка с тканым узором и т. д.

Традиционный свадебный костюмный комплекс, как у невесты, так и у жениха, отличается от повседневного наряда качеством тканей (тоньше, дороже, прочнее), обилием орнаментального декора (вышивка, «золотое шитьё», аппликация) придававшим облику новобрачных особую стать и величавость.

На стыке XX-XXI вв. актуальным облачением невесты стали пышные платья европейского типа, отороченные рюшами, оборками и получившими в народе прозвище «торт» или «бизе». В последние годы невесты всё чаще обращаются к услугам профессиональных дизайнеров, стремящихся в каждом изделии выявить и подчеркнуть индивидуальность, творчески комбинирующих народные мотивы и национальные элементы одежды с современными тенденциями в моде.
Дорогие авторские изделия известных дизайнеров не могут в достаточном объёме способствовать приобщению населения нашего региона к самобытным традициям отечественной культуры. Решение следует искать в пропаганде идеи в медиа-проектах, организации разного рода молодёжных фестивалей, научных и научно-популярных публикациях в прессе, привлечении предпринимателей к созданию широкой сети разного рода коммерческих предприятий, заинтересованных в привлечении творческой молодёжи, выпускников художественных вузов и училищ, к созданию новых дизайнерских проектов.

Вашему вниманию представлена коллекция "Виват-Патимат"

фото : Нурик Гебеков - @gebekov88










image Click to view


terra_05, мое, "Виват-Патимат", Дагестан, Традиционный костюм

Previous post Next post
Up