Интервью с КОМАНДОРОМ

Sep 03, 2009 13:49


В семьдесят лет на своей яхте он совершил уникальный переход «Одесса - Санкт-Петербург - Одесса». В семьдесят шесть - участвует во всеукраинских и международных соревнованиях, строит планы на будущее. Большую часть своей жизни Михаил Петухов посвятил парусному спорту и воспитанию нового поколения яхтсменов. В настоящее время Михаил Серафимович является командором, то есть возглавляет совет Черноморского яхт-клуба. В свободное время он вспоминает истории «с раньшего времени» и размышляет о перспективах парусного спорта Одессы.

«В Санкт-Петербург дошли по морям, а домой вернулись по рекам»

- Михаил Серафимович, как у Вас появилась идея перехода «Одесса - Санкт-Петербург - Одесса»?
- Идея возникла в 2000 году. Я был в Средиземноморье, помогал перегонять новую яхту Сергею Александровичу Пугачёву. Он председатель совета директоров компании «Трансбункер», которая вкладывает деньги в развитие Черноморского яхт-клуба. Тогда я случайно узнал, что в Питере будет широко праздноваться 300-летие города. А я ведь сам ленинградец, блокадник. Я загорелся идеей пойти в родной город на яхте. Пугачёв сказал: «Давай, а мы поможем материально». Часть денег выделили городские власти, и в 2003 году мы совершили переход под лозунгом «Из Южной Пальмиры - в Северную».
- Как Вы готовились?
- В 2002 году я существенно обновил свою яхту. Она называется «Альциона», сейчас ей уже 32 года. Я планировал пойти с одной командой, однако в последний момент пришлось набирать новую. На отходе нас было пять человек, но по пути ваш коллега, журналист, сбежал. Знаете, не все могут выдержать такую нагрузку. После одного шторма он сказал, что его куда-то срочно вызывают. Собирался дойти с нами до Марселя, но я его высадил в Генуе.

- Тяжелый был переход?
- Да, тяжелый. Мы ведь вышли 15 марта, еще лед стоял, снег шел… Обогнули всю Европу, по пути заходили в города-побратимы Одессы. В Санкт-Петербург дошли по морям, а домой вернулись по рекам. В общей сложности за 115 дней было пройдено порядка 8 тысяч морских миль.
- По состоянию на 2003 год этот переход был уникальным. С тех пор кто-то смог повторить его?
- Я слышал, что какие-то ребята уже ходили по этому маршруту, но не одесситы. Я был в первых рядах (улыбается).
- Вы собирались издать книгу о своем переходе. Эта идея осуществилась?
- К сожалению, нет. Я начал писать, мне помогали репортеры, но, увы, помешали семейные проблемы. Надеюсь, что я вернусь к этой затее.

Возрождение Черноморского яхт-клуба

- Михаил Серафимович, вам 76 лет. Вы давно принимали участие в соревнованиях?
- Вот только недавно я вернулся из Николаева, где проходила Всеукраинская экологическая регата «Кубок Кинбурнской косы». Также в этом году я принимал участие в Черноморской регате в Румынии и Болгарии.
- А много среди яхтсменов людей в возрасте?
- Да, много. Люди занимаются этим всю жизнь, но когда они выходят на пенсию, у них гораздо больше времени, которое можно посвятить любимому делу. К тому же в яхтинге огромное значение имеет опыт.
- Одесские яхтсмены отличались на Олимпиадах?
- В Одессе был Центр олимпийской подготовки, наши спортсмены входили в олимпийскую сборную, но на Олимпийских играх они не отличались. Впервые советский человек выиграл Олимпиаду в 1956-м году. Это было в Неаполе, золото в классе «Звездный» взял москвич Пинегин Тимир Алексеевич. Тогда американский президент Джон Кеннеди сказал: «Вот теперь я знаю, что есть такая страна - Советский Союз». Известен на весь мир киевский яхтсмен Валентин Григорьевич Манкин. Он трехкратный олимпийский чемпион, причем единственный в мире яхтсмен, выигрывавший золотые медали в трех различных классах: «Финн», «Темпест» и «Звездный».

- А как одесские спортсмены выступают сейчас?
 - В этом году экипаж Пугачёва занял первое место на двух регатах - в Германии и во Франции. Успешно выступают и другие спортсмены. Черноморский яхт-клуб возрождается.
- Одесса известна как центр яхтенного спорта?
- К сожалению, в негативом смысле. Это связано, в частности, с публикациями в европейских и американских журналах, посвященных яхтингу, еще в перестроечные годы. Тогда яхтсменам рекомендовали не заходить в Одессу, потому что в городе нет нормальных марин, то есть стоянок; сервиса нет, процветают поборы. У меня был один очень неприятный случай в 1994 году. Я стоял в турецком порту Кушадаси, напротив стояла яхта под американским флагом. Вышла бабулька, посмотрела на мою «Альциону» и говорит: «О, Одесса, а у меня для вас сюрприз». Вырвала страничку из журнала и кинула мне: почитайте, мол, на досуге.
- С тех пор что-то улучшилось?
- Улучшилось, конечно. Сейчас есть марина в порту, но иностранцам сложно найти там место. К тому же стоимость стоянки в Одессе не соответствует сервису, который за такие же деньги предлагают за границей. Нужно брать пример со средиземноморских городов - в каждом из них есть около десятка марин. Я убедился в этом, когда заходил в города-побратимы Одессы.
- А что же тогда привлекает иностранцев, почему они участвуют в одесских регатах?
- Большую роль играют личные связи, в среде яхтсменов многие знают друг друга.

Спорт не для всех

- Может ли сейчас обычный человек, у которого нет яхты, заниматься яхтенным спортом?
 - К сожалению, сейчас такой возможности практически нет, почти все яхты - частные. Впрочем, так во всем мире, этот спорт не из дешевых. Но мы стараемся привлекать к яхтингу детей. Уже три года компания «Трансбункер» вкладывает деньги в детскую парусную школу. Пугачёв ведь сам воспитанник Черноморского яхт-клуба, член сборной СССР. Сейчас у нас занимаются около двухсот детей, причем бесплатно. Они могут приходить в школу с шести лет. В этом году «Трансбункер» наконец-то получил разрешение на строительство здания школы. Мы купили уже больше ста детских судов «Оптимист» (для детей до 14 лет), около десятка яхт-одиночек «Laser» и несколько «Laser3В» для взрослых.
- Дети участвуют в соревнованиях?
- Конечно! В этом году на чемпионате Украины в Севастополе наш юноша занял первое место в классе «Оптимист», а в классе «Laser» за нами два третьих места - у мальчика и у девочки.
- Есть ли у Вас суеверия, приметы, делаете ли что-то особенное перед выходом в море?
- Есть хороший анекдот в тему. «Англичанин смеется: “Эти русские - такие суеверные люди, в понедельник в море не хотят выходить! Они что, не знают, что в пятницу нельзя выходить?”». Лично у меня особых примет нет. Но есть любимое число - тринадцатое. Когда я подписываю какие-то важные документы, стараюсь подгадать, чтобы они были датированы тринадцатым числом.

интервью, интересные люди, рабочее

Previous post Next post
Up