Санта Мария делле Грацие. Милан

Apr 05, 2018 12:52

Санта Мария делле Грацие в Милане - это целый комплекс, который был построен в рекордно короткие сроки - 6 лет. Правитель Милана Лодовико Сфорца подарил доминиканцам небольшой участок земли под строительство храма, но, вскоре решил, что именно здесь будет усыпальница его семьи, поэтому  строительство начинает Солари, а заканчивает (хотя тут правильнее сказать полностью переделывает) Браманте (автор Святого Петра в Риме). Так, изначально рядовое строительство стало символом эпохи Возрождения в Милане.



Вскоре архитектурный комплекс монастыря становится самым престижным местом. За право упокоения здесь начинают бороться самые богатые городские кланы. Победители приглашают лучших мастеров для росписи часовен, которые становятся усыпальницами для членов их семей. Позже здесь заседает Великая Инквизиция. Это тоже способствовало особому отношению к внутреннему убранству и сюжетам росписи.
Но главное - именно здесь находится Тайная Вечеря Леонардо да Винчи



Комплекс очень нарядный. Пройти мимо просто невозможно.


Улыбнуло. Недавно слушала лекции по истории архитектуры, где провинциальный византийский стиль объясняется ограниченным бюджетом (бедностью) заказчиков. Нарядное внешнее убранство, особенно контрастное цветовое решение компенсировало отсутствие мрамора и золота внутри. Интересно, как бы отнеслись Сфорца и Браманте к такому объяснению. Контраст цвета здесь дает именно мрамор.
Но ведь действительно  напоминает )))))

На фото почему-то кажется, что размеры комплекса небольшие. На самом деле это конечно не размеры Санта Мария дель Фиоре, но тем не менее впечатляют.
Считается, что Браманте полностью изменил купол, хоры и создал абсолютно нетипичный для того времени внутренний дворик. Он светлый, уютный, открытый миру. Впрочем, как и все, что создается мастерами Возрождения.




Вход бесплатный на всей территории за исключением, разумеется, трапезной.


Нам сюда.


Попасть в трапезную можно только на 15 минут, только по билетам и только в то время, которое обозначено на билете. Вход в  закрывается и открывается автоматически. Радует, что в ожидании своего времени можно получить  информацию об истории монастыря, трапезной и фрески.







Информация о событиях 1943 года здесь выглядит абсолютно фантастично. Понимая, что нет возможности избежать разрушения, было решено заложить стену, где находилась фреска мешками с песком. Это и спасло многострадальное творение Леонардо от уничтожения. На фото видно, что стена стоит в гордом одиночестве среди развалин.



Специально не стала обрабатывать фотографии, чтобы можно было понять идею авторов. Это единый текст на трех языках.

Дальше по сигналу надо пройти небольшой коридор и специальную дверь, где все автоматически подвергаются дезинфекции. Процесс абсолютно безвредный для посетителей, но неоходимный для сохранения произведений. Фрески разрушаются от воздействия внешней среды. И проблема даже не в том, что Леонардо экспериментировал и создал краску, которая не выдержала испытание временем. Последняя реставрация смогла защитить то, что можно было ещё спасти, но теперь стало понятно, что лишняя влага наносит непоправимый ущерб. Отсюда и все предосторожности.
Коридор, кстати тоже очень интересный. Здесь можно близко рассмотреть точные копии Тайной Вечери. Зачем, если через минуту можно увидеть оригинал?  Хотя бы затем, чтобы понять - не надо быть искусствоведом, для того, чтобы осознать магию творчества Леонардо. Кажется репродукции один в один, а эмоции не те....







Сейчас трапезная - это музей, который входит в список Всемирного наследия ООН. Но изначально Сфорца мечтал сделать это место чем-то вроде   зала для торжественных обедов. Именно поэтому заказан именно этот сюжет - последний ужин Христа и апостолов. Именно поэтому считается, что на столе находится посуда, которую можно было увидеть на реальном столе трапезной. С учетом того, что Леонардо создает при помощи оптических иллюзий плавный переход от реального интерьера к самой работе у тех, кто находился в трапезной возникало ощущение присутствия на самой Тайной вечере. Принцип прямой перспективы был в это время ещё неизвестен в Северной Италии, поэтому иллюзия расширения пространства, иллюзия продолжения трапезной на фреске и создавало такое ошеломляющее значение. Кроме этого имело глубокий смысл - жизнь обители и гостей, которые собираются за реальным столом напротив фрески, это и есть продолжение жизни Христа и апостолов.



Леонардо творил не один. На противоположной стене в это же время создавал фреску «Распятие» Донато Монторфано.  Считается, что Леонардо приложил руку и к этому творению - в нижней части он изобразил своего заказчика - Лодовико Сфорца. Однако, именно эта часть пострадала в 1943 году.



Вообще фрескам не везло изначально. На многочисленных репродукциях можно увидеть то, чего нет в реалии, а именно - ноги Христа, нимбы над головой Христа и апостолов. Но если нимбы Леонардо не стал писать идейно, то ноги помешали монахам по абсолютно житейской причине - здесь позже была прорезана дверь, так как с этой стороны в трапезную входить было удобнее.



И ещё.
Разговаривать здесь конечно нельзя. Но, тишины и уединения, как обещают разные рекламные проспекты здесь нет. Пусть и приглушенный, но гул стоит постоянный.

Путешествия Милан Санта Мария дель Граци

Previous post Next post
Up