Начиная свой рассказ о творческой группе ZOLF, я обещал рассказать о том, каким образом создаются эти фотографии, обрабатываются, печатаются и оформляются.
О создании речь шла в прошлых частях, а сегодня поговорим о том, как они обрабатываются (в первую очередь снимки Льва Грановского, сделанные на Хассельблад), печатаются и оформляются.
После того, как снимок сделан, он отправляется к специалисту компании Prolab - Диме Шевлякову. Именно он готовит фотографии к печати.
На мониторе у Димы - снимок Льва Грановского:
Эта панорама состоит из 5 вертикальных и 15-20 горизонтальных рядов снимков, снятых на многопиксельный фотоаппарат Хассельблад, каждый из которых весит по 240 мб в тифе. Эту картинку Дима делал практически всю рабочую неделю и её спокойно можно напечатать 6 метровой шириной. Но, в случае с этим снимком его специально ужали до трех метров, а то ведь редкий клиент имеет свободную 6-ти метровую стену для такой фотографии.
Да бывают и побольше стены и клиенты соответствующие - скажет читатель. И будет прав.
Тому пример - 15-ти метровое изображение, украшающее одну из стен на территории Мосфильма.
Заказчик очень любит Францию и для него сделали целую улицу с понравившимися ему домами. А красивая ограда родом из Санкт-Петербурга:
На Мосфильме выклеили эту стену только для того, что бы посмотреть, как будет выглядеть эта картина в реальности (на мониторе-то вообще ничего не разглядишь). Оказалось, что некоторые флигели смотрят в разные стороны и много других мелких недочетов. В финальном варианте, отправленном заказчику, всё было исправлено и сейчас это изображение украшает его дом:
Понятное дело, что такую огромную картинку во всю стену никто не напечатает одним куском. Здесь склеенные листы шириной 1,27 метра и высотой 3 метра. А почему нельзя шире? - спросит читатель. Да потому что нет таких машин - ответит современное фотоискусство.
Итак, после того, как Дима подготовит файл к печати, фотография отправляется в место своего рождения (каждый настоящий любитель фотографии именно печать снимка считает его рождением).
Начинается этот процесс в уникальной машине LightJet 430. Это цифровые лазерные фотопринтеры, экспонирующие фотобумагу максимальной шириной 127 см. Размер отпечатка, таким образом, достигает 1.27х3.00 метра. Оборудования, способного напечатать снимок шире 127 см, в России нет.
Таких машин в нашей стране всего четыре, все в Москве. Каждая стоит около 200 тысяч долларов. Это самые современные на сегодня технологии цифровой фотопечати:
В Prolabe таких машин - две. Ещё две в дружеской московской фотолаборатории.
В Москве есть еще оборудование, работающее с теми же размерами, но конструктивно другое (они более древние, технологии появились в начале 90х), компании Durst, называются Lambda. Их в Москве тоже четыре. Отличаются от LightJeta принципом развертки лазерного луча (в первом случае, LightJet, луч разворачивает бешено вращающимся зеркалом, установленным напротив лазерной пушки, двигающейся на пневмоподушке по сердечнику огромного барабана, на внутренней стороне которого зафиксирована фотобумага эмульсией вовнутрь. Во втором случае, бумага двигается по столу (станине) с помощью пошагового двигателя, а луч разворачивается поперек движения материала с помощью специальной оптической призмы.
В мире ничего лучше пока не придумано. Разрешение печати устройств в терминах струйной печати около 4000 dpi.
Загружаем фотобумагу для экспонирования:
После экспонирования фотобумага в темной комнате перегружается в проявочную машину с шириной рабочей зоны 140 см. После автоматической проявки и сушки, отпечатки отправляются на ламинирование и/или монтаж на основы.
Перекладывание фотобумаги в эту машину происходит за стеной. Тут снимки проявляются и сушатся:
Рождение снимка:
Вариантов, на чем печатать снимки сегодня не мало.
Изображение больших размеров, больше, чем 40х60 см, как правило, требует фиксации на каком-либо ровном материале (фотография сохнет, сжимается сама и искривляет материал, на который приклеена). Самыми лучшими основами считаются армированный пенокартон (Kapa Fix) или композитная алюминиево-пластиковая плита Dibond.
Пример оформления снимка с помощью пенокартона.
Берется готовый отпечаток:
Подготавливается основа, на которую приклеен двусторонний скотч:
Тут важно не поймать «воздушных пузырей», поэтому надо тщательно очистить поверхность и ровно приклеить снимок:
Край фотографии клеится к скотчу и кладется на специальную накатывающую машину:
Снимок переворачивается через барабан, скотч снимается и машина прокручивает вал, который с помощью пресса накатывает изображение на пенакартон:
Таким же образом изображение можно прикрепить к более крепкой основе - композитной алюминиево-пластиковой плите Dibond:
Затем накатанное на основу изображение оформляется в паспарту и багет или с оборотной стороны к нему крепится алюминиевая рама, которая называется в узких кругах "шасси".
Есть еще уникальный способ фиксации изображений, называемый "пластификацией". Этот метод около 25 лет назад придумали два швейцарских немца в местечке Diasec. Фотоизображение "сращивается" со специальным акриловым стеклом с помощью специального геля. Когда гель высыхает при определенной температуре и влажности, а на это требуется несколько дней, фотография как бы "вплавлена" в акрил. В изображении дополнительно появляются большая яркость и глубина. Изначально метод был придуман для консервации цветных отпечатков, но в пластификации цветные фотографии выглядят просто потрясающе!
Пластик может быть разной толщины:
А делается это так: готовый снимок приносят на производство и на вот этой машине выпиливают кусок специального пластика необходимого размера:
Потом снимок и пластик соединяют с помощью специального геля с секретным составом вот на этой сверхсекретной машине:
Потом, при определенной температуре и влажности всё сохнет несколько дней.
Для защиты изображения с оборотной стороны можно приклеить Dibond или другой защитный материал:
Похожий на пластификацию эффект может произвести фотоматериал, который называется IlfoFlex, однако из-за его высокой стоимости позволить его использовать может далеко не каждый:
По мнению специалистов Пролаба особых прорывов в технологиях фотопечати ждать не стоит. Скорее будет развиваться именно направление оформления фотографий новыми материалами.
А на днях состоялась презентация проекта творческой группы ZOLF.
Как раз их работы и оформлены с помощью метода пластификации изображения, а так же при использовании материала IlfoFlex:
На открытии присутствовали двое из трех участников группы ZOLF - Лев Грановский и Даниил Яковлев. К сожалению, третий участник ZOLF - Михаил Шлемов, не смог присутствовать на открытии.
Лев Грановский, Даниил Яковлев и Николай Канавин (руководитель Prolab):
Лев Борисович только вернулся с Гавайев, где снимал извержение лавы, а уже не может говорить ни о чем, кроме того, что в Исландии сейчас тоже началось какое-то извержение и он уже пакует чемодан и думает, каким образом подобраться к месту события поближе (с двумя генеральными директорами компании Kodak в России - действующим Фиделем Эрранцем и прошлым - Кириллом Яновским):
Частый гость на Мосфильме - Игорь Верник. Не смотря на обилие цветных картинок вокруг, просил подобрать ему что-то черно-белое:
Познакомился с Лео Габриадзе. Да-да, тем самым, который играл скрипача в кинофильме «Кин-дза-дза!». Его отец - Резо Габриадзе автор огромного количества любимых всеми фильмов, среди которых «Не горюй», «Мимино», «Чудаки», «Кин-дза-дза!», «Необыкновенная выставка», «Паспорт» и др. Сам Лео известный рекламный режиссер.
Поговорили о кино и фотографии. Лео считает, что во всем главное - драматургия. Сделать так, что бы зритель не смог оторвать взгляд от изображения. Что и продемонстрировал в кадре с Николаем Канавиным:
Пользуясь случаем напросился к Лео на съемки его первого фильма - «Колотилов». Делает фильм компания «Базелевс», соучредителем которой он является. Основал же её Тимур Бекмамбетов в 1991 году. В студии «Базелевс» были произведены такие фильмы, как «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение» и совместный проект с американской кинокомпанией «Universal Pictures» - «Особо опасен».
Где-то в июне, если всё будет хорошо, ждите репортаж со съемочной площадки!
Репортаж Миши Перлова с
открытия ZOLF.