Первый раз был на авиасалоне. В общем, конечно, впечатлений масса. Но, всё по порядку.
Во-первых, хорошо, что мой отец знаком с директором филиала Московского авиационного института в г. Жуковский, Владиславом Сергеевичем Максимовым (ему отдельное спасибо за экскурсию, внимание и многое другое). Благодаря ему, удалось посетить авиасалон в бизнес день, когда нет наплыва посетителей и можно спокойно погулять, посмотреть самолеты и вертолеты, встать у кромки взлетной полосы во время летной программы.
Мы решили никого не напрягать и сами не напрягаться с парковкой, поэтому проехали 20 минут на электричке до авиасалона. На платформе стоит ОМОН и милиция, всё оцеплено, с платформы никуда не денешься, кроме как на выход с неё и далее через досмотр и турникеты в автобус, который идет до аэропорта. Наверное, это только в нашей стране возможно, что бы так всё перекрывали при обычном авиасалоне. Но, нас встретил Владислав Сергеевич и мы, минуя все пункты досмотра, проехали через Жуковский сразу на территорию аэродрома и выставки. Хотя, другие машины с пропусками заставляли останавливаться, открывать багажник и полностью досматривали:
По дороге к аэродрому дежурят сотрудники милиции, привязав служебных собак к веткам деревьев:
Даже после проезда через пять постов, при самом выезде на аэродром дежурит милиция:
Мы выгрузились на территории авиасалона и начали смотреть технику (МИГ 35):
Страшно представить, что значит, когда всё это стреляет и летит в твою сторону:
Техники что-то подтягивали у МИГа 29ОВТ перед полетом:
Знаменитый ТУ-144:
В бизнес день народу не так много. С 21 по 23 августа будет вообще не протолкнуться. В эти дни авиасалон посещают пол миллиона человек:
Хорошо, что Влад нас пригласил и показал самое интересное:
Честно говоря, сам авиасалон, как представление новейших самолетов немного разочаровывает. Из новинок только наш SUPERJET 100 производства Сухого, новый пассажирский самолет ТУ-334 (хотя говорят, что он не такой уж и новый) и учебно-тренировочный ЯК-130. Остальное - наши старые самолеты и вертолеты. В этом году в связи с кризисом (полуофициальная версия) не прилетели американские пилотажные группы, нет нашумевшего Аэробуса А380 и многого другого.
Конечно же, я забрался в новенький SUPERJET 100 (кстати, первый полет на этом новейшем самолете состоится в декабре этого года по маршруту Москва-Челябинск, который осуществит «Аэрофлот»):
Все говорят о супер удобном салоне этого самолета.
Но, попробовав открыть крышку ящика для ручной клади, я так и не смог его закрыть. В этот момент ко мне подбежал сотрудник Сухого и начал рассказывать, что они уже знают об этой недоработке и производитель ящиков и замков уже в курсе проблемы и скоро всё исправят. Вот тебе и суперсовременный самолет подумал я и пошел на выход
В конце самолета всё ещё установлены экспериментальные приборы:
Рядом с суперджетом стоят истребители. Я залез в кабину новейшего СУ-30MK:
Вы будете смеяться, но у нашей страны нет на вооружении ни одного такого истребителя. Все они поставляются в Алжир, Иран и другие страны. А мы не можем себе позволить такой дорогостоящий самолет!
Эх, небо:
МИГ 31 (единственный истребитель, способный подниматься на высоту до 20 километров):
На таких истребителях летают «Русские Витязи» и на таком же (только СУ 27 УБ) на днях разбился Игорь Ткаченко (СУ 27):
Новинка, ЯК-130:
Смешной А-50:
Авиасалон всё-таки международный:
Павильоны красиво оформлены (все мечтают, что бы к ним в окно вот так влетали истребители):
Потом мы пошли в один из павильонов, на стенд МАИ, опробовать учебный тренажер. Сначала я думал, что это будет крутой военный тренажер. Но, это оказалось больше игрушкой. Хотя, даже таких тренажеров в наших летных вузах просто нет. А всё потому, что его стоимость всего 1500 долларов (плазма, ноутбук, программа, джойстик). И даже если дорисовать нолик в этой сумме, это всё равно никому не интересно (слишком малы суммы для генералов из министерства обороны). Я немного поиграл на тренажере. Взлетел в Шереметьево на МИГ-25, сел в Домодедово:
Влад рассказал, что филиал МАИ за время своего существования, с 1951 года подготовил и выпустил огромное количество летчиков. Среди них: 2 космонавта, 34 Героя Советского Союза и России, 134 летчика-испытателя, 18 штурманов испытателей, ведущих руководителей и специалистов авиационных предприятий:
Близилось начало летной программы, и мы пошли в строну взлетной полосы.
До недавнего времени г. Жуковкий был закрытым. На его территории находятся КБ Илюшина, Туполева, Сухого и других крупнейших авиационных корпораций. Да и сегодня на аэродром просто так не попасть. Многоуровневая система охраны, множественные досмотры и т.д. События, происходящие в этом месте, не предаются огласке. Таких аэродромов, как в Жуковском, больше не существует в нашей стране. Именно тут испытывают практически все новые самолеты. Именно тут есть целое кладбище летчиков-испытателей с сотнями могил, в которые часто хоронили целыми группами. Мы об этом ничего не знаем и вряд ли нам когда-нибудь об этом расскажут. Истребители, которыми мы так гордимся, были разработаны ещё в 70-х, 80-х годах, а потом происходила лишь их постоянная модернизация. Добавили экраны и изменили обтекаемость кабины - это уже типа новый истребитель. Хотя, даже при этом, самые лучшие истребители на планете - русские, и я в этом ещё раз убедился, когда посмотрел летную программу авиасалона. Конечно, было веселое и яркое вступление итальянских пилотажных групп, но, наши показали просто высший пилотаж.
Новый пассажирский ТУ-334 особо не зажигал, хотя выглядит и летает хорошо:
В бизнес-дни зрители другие, нежели в дни массового посещения:
Официальный автомобиль авиасалона - Ауди Q7:
Команда Ауди бежит к своему болиду:
В итоге ребята тянули веревки, привязанные к машине, которую перетаскивал на 500 метров вертолет:
Машину поставили на землю, и диктор объявил, что сейчас состоится невероятное! Ауди потащит приземлившийся SUPERJET100! Хотя, нам показалось, что это самолет толкал перед собой машину:
До посадки SUPERJET100 немного полетал перед нами:
Потом в дело вступили итальянцы. Что вытворяет этот самолет (транспортный!) итальянских ВВС, не возможно передать словами или фотографиями. Он делает бочки, летает вверх тормашками, выписывает невероятные пируэты, носится как шмель в воздухе. После наших скучных и неспешных полетов это было просто «зажигалово»:
Подтягивались зрители:
На полосу вырулили итальянские истребители. Вот это было шоу! Наверное, это самое яркое и эмоциональное выступление авиасалона. Сначала самолеты выстроились пятерками, потом один из них отделился от групп и далее они показывали программу по очереди:
Отделившийся самолет летит на встречу группе с уходом свечей в небо:
После зажигательных итальянцев в небо поднялись наши вертолетчики. Фотографиями тут ничего не покажешь. Одно я понял - вертолет может летать вверх тормашками, задом, боком, делать петли, свечи и многое другое.
Эх, небо:
А тем временем на взлет ещё раз пошел SUPERJET100, а за ним и наши суперсовременные истребители! Тут я понял, что у итальянцев было шоу, а у наших настоящая военная мощь. То, что выполняют некоторые наши истребители, не может повторить никто в мире. Просто нет самолетов с такими характеристиками:
Конечно, передать происходящее фотографиями невозможно. Это просто надо видеть и слышать, как рёв двигателей разрывает небо, как многотонная махина проносится мимо вас на огромной скорости и замирает на предельно низкой высоте с последующим пикированием.
Завершал летную программу уникальный самолет для тушения пожаров БЕ-200, выливший тонны воды над полем:
На авиасалоне также присутствует спецтехника, наземные средства вооружения, множество самолетов, вертолетов и т.д.:
Вдоль всего поля стоят военные и милиция. Небо прекрасно:
ТУ-144 на приколе и старые аэрофлотовские машины:
Как мне показалось, самое интересное - это летная программа. Если у вас есть свободное время очень советую съездить на МАКС 2009. А я, возможно, вернусь в Жуковский, для того, что бы посмотреть не него и авиационный комплекс России вне авиасалона. О чем обязательно вам потом расскажу.