Отзыв Сергея Нестеровича Егорова на книгу Репина "Грани"

Jan 28, 2014 13:20

Получили очередной отзыв на книгу Репина "Грани ( Read more... )

отзыв на книгу Репина "Грани"

Leave a comment

repin January 29 2014, 04:59:14 UTC
Спасибо, Вам, Сергей Нестерович, за рецензию и за то, что Вы ухватили самое спорное в книге - первую аксиому: о бездушности коллективов.
Первая аксиома, которую я называю аксиомой о гуманизме или аксиомой о бездушности коллективов, утверждает: чувствуют люди, а не коллективы.
Из этой аксиомы следует, что высказывания о чувствах коллективов - это тропы, иносказания. Интересы народа - это интересы людей, образующих народ, а не чувства существа по имени Народ. Более того, не всем людям, как правило, интересно то, что принято называть интересами народа. И если вас призывают подчинить свои интересы интересам народа, а это не в ваших интересах, то следует хотя бы указать призывающим, что вы и ваши сторонники тоже народ, и попросить призывающих уточнить, интересам каких людей вы и ваши сторонники должны подчинить свои интересы.
По Вашему мнению, аксиома о бездушности коллективов помещает нас в воображаемый мир, и тот, кого интересует реальный мир, не станет читать о придуманных мирах.
С Вами можно согласиться лишь в том, что большинство социальных философов придерживается иной аксиомы: чувствуют не только люди, но и коллективы. Причём чувства коллективов они понимают буквально: как чувства, которым должны быть подчинены чувства людей. Получается, что наряду с чувствующими людьми в обществе существуют чувствующие Коллективы, состоящие из людей. И люди, как части Целого - Коллектива, должны поступаться своими чувства в пользу чувств Целого - Коллектива, как в песне: раньше думай о Родине, а потом о себе.
Тех, кто наделяет коллективы высшими по сравнению с людьми чувствами, я называю коллективистами, в отличие от гуманистов - тех, кто принимает аксиому о гуманизме.
Коллективисты сегодня в большинстве. И Вы - вместе с ними. Значит я со своей аксиомой о гуманизме в меньшинстве. Но быть в меньшинстве, не означает быть неправым. Сторонников аксиомы о гуманизме коллективисты называют индивидуалистами и обвиняют в стремлении к личной выгоде, а не к общественному благу.
Для гуманистов общественное благо как благо чувствующего Общества - фикция, потому что у общества нет чувств. Для гуманистов благо общества - благо людей, образующих общество. Поэтому нельзя мешать им, людям, делать своё благо, если они не нарушают прав других людей. Коллективисты, ставя на первое место интересы фикции - Общества, мешают людям заботиться о своём благе. Интересы Общества - это интересы людей, которые выступают от имени Общества, интересы государственных начальников и их друзей.
Из аксиомы о гуманизме следует важное правило: в своём поведении нужно руководствоваться своими чувствами и чувствами других людей, но не чувствами Коллективов. Чувства Коллектива - фантазия, которую наивные люди принимают, а мошенники выдают за реальность.
Можно верить в чьи угодно чувства. Например, в чувства сухого пня. Но подчинять свои чувства чувствам Пня, когда чувства Пня озвучивают специальные люди, значит самому быть пнём в глазах специальных людей.

Reply

reincarnat February 7 2014, 09:11:35 UTC
То есть, Вы утверждаете, что крайние проявления чувств коллектива, например, такие как "коллективный психоз", "массовая истерия" или, коллективная реакция болельщиков на забитый гол - это фантазия ? Или, Вы отрицаете такую дисциплину, как системный анализ ?

Reply

inadia February 7 2014, 11:15:54 UTC
Если позволите, пока Репин занят, я попробую прокомментировать.

Речь идет о том, что массовая истерия (кстати, а почему вы пишите эти выражение в кавычках?), коллективный психоз и коллективная реакция болельщиков - это реакция индивидуумов. При всех этих событиях не возникает дополнительно к людям Коллектива с душой, которая психует и истерит. Коллективный психоз не фантазия, если вы понимаете, что психуют люди, а не Коллектив.
Кстати, я вот совершенно равнодушна к футболу, что один мой однокурсник считал единственным моим недостатком :) Поэтому, случись мне попасть на футбольный матч, вполне возможно, что не буду истерить со всеми, а буду сидеть и наблюдать за коллективной реакцией окружающих меня болельщиков. Как объясняет этот (мой) феномен системный анализ?

Reply

reincarnat February 7 2014, 15:00:37 UTC
Тут вот какая проблема - некоторые чувства индивид способен испытывать только в коллективе.
Собственно, вся практика коллективных массовых мероприятий строится именно на этом.
Что касается системного анализа, то определение системы - обладает свойствами, не присущими ни одному из ее элементов отдельности.

Reply

repin February 7 2014, 12:14:23 UTC
Истерят и психуют люди, даже когда они делают это дружно. И врачи лечат от психопатии и истерии людей, а не коллективы.
Одним из проявлений коллективного психоза или массовой истерии является вера в коллективные чувства, которым нужно подчинять свои чувства.
Что касается системного анализа, то человек гораздо более системен, в смысле гораздо более целостен, чем любой коллектив. Человека нельзя расчленить на жизнеспособные части, а коллектив - можно.

Reply

reincarnat February 7 2014, 15:02:58 UTC
"Человека нельзя расчленить на жизнеспособные части, а коллектив - можно". Не всегда.
Например, выкиньте из танка механика водителя во время боя, и все, остальные члены коллектива танка проживут секунд 30.

Reply

repin March 9 2014, 08:15:37 UTC
Прошу прошения за поздний ответ, забыл о Вашем комментарии и вспомнил, когда нас посетил Сергей Несторович Егоров. Но прежде чем отвечать Егорову, отвечу Вам.
У Вас замечательный пример целостности коллектива, когда лишение хотя бы одного человека влечёт почти неминуемую гибель остальных членов коллектива. Моя аксиома о бездушности коллективов: чувствуют люди, а не коллективы, нисколько не противоречит Вашему примеру. Аксиома лишь препятствует недобросовестному использованию Вашего примера. Нас постоянно призывают к жертвам в интересах Народа, Общества, Родины, используя примеры аналогичные Вашему. Человек, который усвоил аксиому о бездушности коллективов, посмеётся над такими призывами, потому что у народа нет интересов, а у него лично совсем другие интересы, чем те к служению которым призывает его шутник. А вот другие люди после Вашего рассказа о воинских подвигах могут поверить призывающему и согласится пахать на интересы народа, которые на самом деле являются интересами призывающего.

Reply

Егоров сергей нестерович repin March 6 2014, 13:10:08 UTC
Случайно попал на этот ответ на мою "рецензию".
Реакция на аксиому:
"Чувствуют индивиды, а не коллективы." заканчивает рецензию и составляет ее малую часть. (кстати, "коллективы не чувствуют" и "коллективы бездушные" - совсем не одно и то же, надеюсь, автор это понимает). Правильно ли я понимаю, что со всей остальной критикой автор согласен?
И второе. Гуманист от негуманиста отличается вовсе не тем, что как страус не признает за коллективом возможности чувствовать, самостоятельных интересов, а тот, кто несмотря на наличие у коллектива самостоятельных интересов во главу угла ставит интересы каждого конкретного человека, а не коллектива.

Председатель гуманистического движения
Егоров Сергей Нестерович.

Reply

Re: Егоров сергей нестерович inadia March 6 2014, 14:39:50 UTC
Странно, что случайно.
Мы переписывались по этому поводу с Ефимом Смулянским. Он написал, что хорошо зная вас, полагает, ваш отзыв можно разместить в жж. И 28.01.2014 я написала ему, что мы разместим здесь ваш отзыв на книгу и ссылку дала. Поскольку у меня не было вашего адреса, я не могла сообщить об этом вам, но была в полной уверенности, что Ефим вам напишет или скажет об этом.
Спасибо, что написали.
Надеюсь, что это недоразумение вас не сильно расстроило.

Reply

Re: Егоров сергей нестерович repin March 9 2014, 10:47:27 UTC
Я откликнулся лишь на Вашу критику аксиомы о гуманизме: чувствуют люди, а не коллективы. Почему только на неё? Потому что игнорирование этой аксиомы, отказ её признавать - причина коллективизма, включая коммунизм и социальное государство. Только тех, кто её разделяет, я соглашаюсь назвать гуманистами.

Вы представились председателем гуманистического общества, но Вы сопротивляетесь аксиоме о гуманизме. Правда, в последнем ответе Вы написали, что ставите во главу угла интересы каждого конкретного человека, а не коллектива. Зачем Вам тогда понадобились интересы коллектива, если каждый конкретный человек может ими пренебречь? Зачем обращать внимание на мелочи, если уловили главное - интересы людей. Тем более что существует очень вредная традиция ставить интересы общества выше интересов людей. Не лучше ли, как это делаю я, объявить интересы коллективов метафорой, оставить эти интересы поэтам, а не серьёзным учёным.

Остальная Ваша критика показалась мне непринципиальной. Будет время, я к ней вернусь позже.

Что меня поразило в Вашей критике, так это попытка оправдать плеоназм «человек и гражданин». Да, этот плеоназм, вошёл в Конституцию России. Да, он имеет давнюю историю, мы видим его во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

Не знаю как Вы, но я вижу явную связь между политической неграмотностью, одним из проявлений которой является плеоназм «человек и гражданин», и террором. Популярные политические плеоназмы сигналят о невежестве, добравшемся до власти, и чем бόльших перемен требует это невежество, тем оно опаснее.

«Человек» - это родовое понятие по отношению к видовому понятию «гражданину». Говоря более современным языком, родовое понятие определяет множество, а видовое - подмножество этого множества. «Люди» - род, а, например, «женщины» - вид. Слова, определяющие множество, и слова, определяющие подмножество, неграмотно употреблять через союз «и». При таком употреблении получаются «люди и женщины», «еда и хлеб», «животные и коровы»… Такие выражения сбивают с толку, вызывая, например, подозрение, что женщины - не люди, а хлеб - не еда.

«Человек и гражданин» из той же оперы. Длительная живучесть этого плеоназма свидетельствует о чрезвычайно низком уровне политических и юридических наук. И Вы, оправдывая «человека и гражданина», удерживаете этот низкий уровень.

Reply

Re: Егоров сергей нестерович repin March 12 2014, 09:15:50 UTC
Ответ на вашу критику "человека и гражданина" я сделал отдельным постом:
http://repin.livejournal.com/33797.html
Можете ответить там.

Reply

praeinant August 9 2014, 19:44:33 UTC
чувствуют люди, а не коллективы.
Как я понимаю эта аксиома есть не о человеке и не о коллективе, а о соотношении между ними. Хорошо можно из соотносить, но может сначала надо определить что свойственно человеку и что свойственно коллективу.

Думаю тут целесообразно проследить более длинную цепочку социальностей и их тенденции.
Допустим, берем отдельную клетку и социум клеток - в данном случае человека. Человек (социум клеток) имеет сознание, а в одной отдельной клетке и с огнем не найти сознание человека.
Теперь берем социум социумов (социум людей, которые сделанные из социума клеток). Тут коллектив (социум социумов) обязательно будет иметь нечто чего нету в человеке (социуме клеток).
А это есть потому, что тут действует неизмеримо более общая аксиома нежели Ваша, а именно: целое есть больше его сумы частей (супераддитивность).
Например:
Когда мы с Вами были в рознь (не читали коменты друг друга) у нас не было тех конкретных эмоций, которые есть теперь когда мы их прочитали.
Тоже самое происходит от субатомного мира и т.д. И все это есть массив физически новых взаимосвязей, которых в более простых структурах физически не существовало (т.е. в бытовом в нас физически не было тех мыслей, которые физически появились после наших коментов)...

Если Вашу аксиому переписать допустим так: чувствуют люди, а не камни. Это на некие мысли Вас не наводит, что не все благополучно и с Вашей аксиомой? Что она какая та узкопрофильная, побочная, неполная и т.д.?

Конечно в коллективе (как и в камне) нету человеческого сознания. И тут (в разборе социумнных проблем) по моему в тысячу раз важнее есть ответ на вопрос: тогда, а что в коллективе есть?

Reply

repin August 12 2014, 07:39:18 UTC
Аксиома о бездушности коллективов понадобилась мне для единственной цели. Разговоры о чувствах (интересах, нуждах, бедах, радостях) коллектива (общества, народа, нации) - это всегда разговоры о чувствах людей. Поэтому разговоры социалистов и прочих коллективистов о необходимости подчинить свои интересы интересам общества - обманывают. Нет у коллективов интересов, потребностей. Чувства есть только у людей.

Reply

praeinant August 12 2014, 11:36:10 UTC

Как я понял Вы из неких свойств человека определили чего нету в коллективе. Интересная позиция.
Пишите: Нет у коллективов интересов, потребностей.
Хорошо, а что тогда есть коллектив и что у него есть?

Если некий коллектив строит здание то одни привозят кирпич, другие его кладут и т.д. - т.е. есть целенаправленное поведение индивидов.
Ну, а дома, у каждого члена из того коллектива, поведение уже есть не целенаправленно по отношению к тому зданию.
Так выходит что там, что тут двигателем остаются чувства только они разные там и тут.

Ну, в разных ситуациях (в индивидуальных и в коллективных) у человека преобладает разные чувства.
Что тут в принципе меняет то если те разные полочки мыслей/чувств назовем так или эдак?
Коллектив движет взаимосвязанные чувства индивидов, не коллектив движет индивидуальные чувства индивидов.
Социалисты взаимосвязанные чувства называют коллективными чувствами, а либералы тоже самое называют чувствами человека - в чем тут спор господа?
Та же самая монета, только в другом кармане...

Reply

repin August 12 2014, 12:14:09 UTC
Коллектив - это люди, общающиеся люди, а не отдельные от людей существа, которые у коллективистов вырастают до мифических, божественных размеров до Коллектива с большой буквы.

Reply

praeinant August 12 2014, 13:45:45 UTC
В одном месте пишите:
Нет у коллективов интересов, потребностей.
В другом:
Коллектив - это люди, общающиеся люди

Как то это у Вас на поверхности плывет и выглядит непродуманно.
Значит общающиеся люди не имеет интересов, потребностей...

И еще, как то тут у Вас все проскальзывает антипатия к общению людей.
И книга у Вас про Вашу антипатию или про что-то более обобщенное?

Reply


Leave a comment

Up