О принятии и требовательности, о "женском" и "мужском" подходе к детям и людям вообще

Jan 17, 2017 00:33

Еще раз хочется сформулировать мысль о том, как важно не смешивать, но и не уходить от совместного и сбалансированного использования таких форм отношения людей друг к другу, как "принятие" и "требовательность".
Когда мы сталкиваемся людьми новыми... или когда мы сталкиваемся с чем-то новым для себя в тех, кого уже давно знаем... мы можем испытывать самые разнообразные чувства. От чувства глубокой симпатии, восхищения или просто "приятия", до чувства отторжения, отвращения или даже омерзения. Это - чувства/эмоциональный спектр человеческого восприятия окружающей реальности и реакции на него. Из этих чувств, а так же из осознанной или неосознанной позиции жизненной, мы выстраиваем уже свое отношение к человеку и, соответственно, линию поведения в отношении к нему.

Когда мы говорим уже об отношении к человеку и своем поведении с ним - мы говорим о принятии (готовности принимать то, что видим, чувствуем, действий, которые могут продемонстрировать наши чувства) и требовательности (готовности отвергнуть то, что нам не нравится и требовать изменений в соответствии с тем, что считаем правильным и дОлжным).

В традиционных культурах принято считать, что "женской природе" более свойственна модель принятия чего бы то ни было. И даже в ситуациях, когда женщине бывает неприятно, противно поведение человека или его внешний вид - она скорее скроет это и покажет обратное - покорность и приятие. И скорее проявит готовность мириться с тем, что есть - приятное оно или неприятное для нее лично. "Мужская природа" же напротив, подталкивает человека к выражению своих негативных чувств и действиям, демонстрирующим требование что-то изменить. Т.е. в соответствии с этими традиционными представлениями мужчина резче реагирует на то, что ему неприятно и скорее будет требовать изменений.
Оставляя за рамками то, насколько это "правильный" или "неправильный" подход... насколько "виновато" в этом патриархальное общество (позволяющее мужчинам больше прав на выражение истинности своих чувств) или "женское природное коварство" (позволяющее женщинам лучше скрывать свои реальные эмоции)... Оставляя за рамками споры о пропорциях мужского и женского в каждом отдельном человеке на его индивидуальном уровне... необходимо проводить подобную отсылку к "мужскому" и "женскому" просто для лучшего запоминания деления нашего отношения к людям. Потому как мы все - продукт соответствующих культурных традиций.
Отец чаще требует, мать чаще принимает дитя таким, какое оно есть.
Итак.
Принятие.
Требовательность.
Должны ли данные формы отношения к людям быть взаимоисключающими?
Можно ли как-то сбалансировать эти формы отношения и применять их одновременно?
Я все более глубоко убеждаюсь, что именно осознанное и одновременное использование этих форм отношения к человеку - лучший вариант для взаимодействия людей друг с другом.
С одной стороны мы, подобно исследователю и ученому - должны принимать ВСЕ данные о человеке. Не отвергая, не отрицая и не оценивая с каких бы то ни было позиций голые факты.
Если перед нами человек бьется в истерике, если он грязен, страшен и неадекватен - это надо принять. Как факт. И продемонстрировать соответствующее отношение - отношение... принятия.
Скрывать при этом свои негативные эмоции не надо, но необходимо найти ту форму их выражения, которая не усугубит процессы, происходящие с человеком, которая не будет "питать" его эмоциональное состояние.

Но если мы хотим помочь человеку, мало просто принимать человека и его состояние - надо найти в себе силы еще и для того, чтобы потребовать от него конкретных действий/бездействия... какой-то конкретной модели поведения, которое сделает возможным наше дальнейшее с ним общение.

И иногда для того, чтобы выразить и донести свое требование - надо действовать весьма жестко.
Вопрос лишь в том - когда именно.

Ответ здесь есть один и достаточно четкий - необходимо ждать, когда кто-то, кто вызвал в нас массу негативных эмоций/переживаний... выплеснув свою боль/агрессию... весь свой негатив, потеряет силы. И... столкнется не с пустотой... и не с ответной агрессией, а с внимательным и благожелательным существом. Бесстрастным, безопасным... В этот момент его силы начнут к нему возвращаться и требуется еще немного времени, чтобы сил его стало достаточно для возвращения его в сознание и к самосознанию. Как только в глазах человека появляется интерес и готовность выслушать нас - надо озвучить то, что происходит с вами и ваши желания.
Далее - действуем по обстановке.
Все это касается как взрослых, так и детей.
Как известно, до идеала нам всем в той или иной мере далеко. Если не в целом, то в какие-то моменты нашей жизни - совершенно точно. Мы можем быть усталыми, мы можем заблуждаться, мы можем сами нуждаться в помощи, поддержке, приятии или требовательном, достаточно жестком отношении.
Поэтому для работы с ребенком или человеком, нуждающемся в помощи/поддержке, оказывающемся или оказавшемся в трудной ситуации, лучше всего, когда с ним достаточно согласованно работают минимум два человека.
Но такие "двойки" в современной психотерапии пока-что нонсенс или, скажем так, очень редкое явление. Причин тому много и заключаются они не только в том, что "специалистов не хватает", но и в доминирующей современной идеологии индивидуализма, которая постулирует абсолютную самодостаточность одного человека как идеал, к которому необходимо стремиться. И справляться специалистам чаще приходится в одиночку (если не считать супервизий). Просто потому что подавляющему большинству современников проще раскрываться перед одним человеком, а присутствие еще одного человека в этот момент воспринимается как нарушение "интимного" пространства двоих). А так же приходится справляться в одиночку родителям, которые живут без своей второй половинки и вынуждены воспитывать детей без присутствия рядом второго родителя.
Впрочем, это не обвинительная речь - это всего лишь констатация факта. На самом деле без опыта дуального общения (тет-а-тет), развитие личности в своей профессиональной деятельности и собственном личностном росте точно так же стопорится, как и если присутствует опыт общения исключительно коллективный (трио и более человек).
Это очень тонкий момент, от которого у многих людей начинает "взрываться мозг".
Но я не буду пытаться дальше его расшифровывать. Просто для тех, кому было интересно читать все вышенаписанное... наверное, также будет интересно узнать, что... из всего вышенаписанного следуют такие выводы:
1. Любовь как форма отношений начинается в паре, но не заканчивается в ней и не развивается, если не появляется "третьего" (коим на самом деле может выступать все общество в целом, собственные дети/друзья или даже любовники - но это, последнее, совершенно отдельная тема для дискуссий).
2. Принятие не исключает требовательности и даже необходимо для того, чтобы требовательность была адекватна, а вот требовательность без принятия не решает ровным счетом ничего, только создает новые и новые проблемы (что, кстати, в ситуациях "застоя" - единственное "спасение" и новый толчок к развитию).
3. "мужское" и "женское" - начало - всегда дополняющие друг друга факторы.
Одно без другого - ничто. Даже не колебания в пустоте. Просто небытие.

Такая вот мудреная философия.
Очень надеюсь, что найдутся если не те, кто согласятся со мной, то хотя бы те, кто захочет поспорить.

рабочее, черновик, тексты

Previous post Next post
Up