Иногда я представляю себе, что я глубоко неправа в своих убеждениях, что я очень сильно заблуждаюсь, считая героями революционеров, осмелившихся на открытую борьбу с режимами, при которых им довелось жить. Я воображаю себе наиболее ярких левых - Ленина, Сталина, Троцкого, Че Гевару, Фиделя - ну... кто там еще самый известный... - злобными, завистливыми существами, которые не могли жить спокойно, глядя на достойных богатых людей, которые честно трудятся на своей ниве, занимаются благотворительностью и являются в большинстве своем очень хорошими людьми, благодаря которым этот мир только и держится, только и развивается.
И что эти злобные завистливые твари взяли и воспользовались неграмотностью населения своих стран, подняли на гражданскую войну целые массы с единственной целью - ограбить их, унизить, лишить всевозможных удовольствий и нахапать лично себе как можно больше власти, денег, свободы.
Я рисую себе сцены, как они сидят, скрипят своими коварными мозгами и строят, строят жуткие планы порабощения этого мира, как мечтают о расстрелах, пытках - в общем о том, как они будут мучить ни в чем неповинных людей... И что ничего благородного в них самих нет. И что они на самом деле - противные такие люди, очень неприятные, но обладающие тем не менее, некой магической привлекательностью для какого-то специфического типа людей, которые окружают революционеров плотным кольцом и всячески поддерживают их.
Короче, пусть так - пусть все революционеры - садисты, маньяки и агрессивные психи... в общем - те же гитлеры, только в профиль. И что все их картины светлого будущего - обман, вранье, нечто невозможное, о чем они прекрасно знают, но втюхивают людям веру в то, что все возможно - надо, мол, только потрудиться, а сами под эти разговоры творят что хотят и ничего даже и не пытаются делать хорошего.
Все хорошее, что было сделано при революционерах - хорошее вопреки, а не благодаря им.
И я искренне пытаюсь представить, что хорошие, трудолюбивые хозяева больших имений, фабрик, заводов и других крупных объектов производства и ресурсов ни сном не духом не ждали никакого предательства от тех, кто благодаря их трудам, усилиям, уму и безграничной любви к человечеству получали работу и хлеб. И что большинство наемников на самом деле были очень довольны своим положением, но многие оказались слабы духом, слабы по самой своей природе и поддались тлетворному влиянию хитрых революционеров, потому что сами не хотели трудиться нормально, не хотели никакой ответственности, а хотели всего даром и вообще сразу всего.
В результате таких упражнений мне даже порой начинает казаться, что все не так плохо в этом мире. Что все нормально.
Так проще смириться с неизбежной смертью и тем, что ты никогда и ничего не изменишь.
Признав за каждым человеком вне круга держащей власть "элиты" жадное тупое животное, которое в лучшем случае способно быть верным и любящим псом при хозяине... я чувствую, что и мне за собой надо подобное признать. А если я не хочу - то я должна доказать миру, что я сама - часть элиты. И поэтому надо много и упорно трудиться. И все получится. А если и нет - то я хоть чего-то достигну в своих трудах и, по-крайней мере буду из тех, кто "пытался" и при этом не уподобился жадным, злобным, завистливым революционерам, считающим деньги в чужих карманах и не умеющим жить без самоутвереждения за счет уничтожения и унижения других людей.
Довольно непротиворечивая картинка получается. Такая... очень внешне надежная.
Но... черт побери, до чего же она плоская!!!
И как же меня это бесит!
Равно как и попытки представлять революционеров какими-то святошами, которые шли на бой исключительно из христианского типа любви к людям.
И я понимаю, что подобные картинки они подходят только детскому, очень инфантильному сознанию. С любым окрасом... позитивным, негативным... но если ТАК ПЛОСКО - то это ни о чем... это не про реальность.
Вот это я очень хорошо понимаю.
В этом я все крепче убеждаюсь после подобных упражнений.
И я очень верю и надеюсь, что я не одна такая - пытаюсь примерять на себя разные мировоззрения, иногда кардниально отличающиеся от моего.
Я вижу людей в последнее время, которые способны мыслить не черно-белыми категориями, а видеть очень разные краски мира. Людей, которые в состоянии понимать: нет ни демонов в истории человеческой, ни ангелов безгрешных - есть просто сильные, яркие личности и их столкновения с историческими условиями, есть итоги этих столкновений.
Меня это радует.
Как радует и то, что эти люди не ставят в один ряд диктаторов и вождей революционных движений. Они - понимают, что на практике результаты очень разные. При диктаторах ничего не строится, а если и строится, то сравнительно немного и за счет внешних войн, за счет выкачивания ресурсов из других стран, за счет уничтожения слабых, их жесткой эксплуатации. И при вождях - строится очень многое. И больше всего - мирных объектов. И всегда- за счет труда тех, кто идет за вождями и видит труд этих вождей, а не за счет тех, кто с рождения лишен всякой возможности нормально учиться, получать адекватную медицинскую помощь и претендовать на то, чтоб считаться полноценным человеком в среде "элит".
Может быть однажды... может быть даже очень скоро... мы перестанем считать врагами друг друга из-за того, кого считать героем, а кого олицетворением зла.... и обратим внимание на врагов по-настоящему опасных - на проблемы социальной организации, на принципы общественно-политического устройства, которые перестают быть адекватными требованиям реальности и постоянно меняющихся условий.
Собственно... любые революционеры (и буржуазные в свое время и те, кто начинали бороться с рабством еще в "допотопные" времена) тем и сильны были в истории, что первыми обращали внимания на значительно более опасного врага, нежели люди, которые отличаются мировоззрением. И обычно людям пока в истории хватало "коллективного" ума, чтобы худо-бедно, но постепенно перестраиваться с грызни между собой на общую борьбу.
Может... и сейчас все получится. Может быть...
Но что самое трудное - это как-то справиться с ситуацией ПОСЛЕ того, как удается добиться революционного поворота.
Потому что самое трудное - это жить в мирное время на самом деле. Это трудиться из года в год, из десятилетия в десятилетие. И не срываться при этом на крупные, тотальные конфликты, не поддаваться искушению бросить "скучное" строительство мира и вернуться во времена, когда "все просто" - есть враги, выраженные конкретными людьми и надо их уничтожать.
Трудно не возвращаться к варварству.
Труднее, чем выкарабкаться из него.