Здесь и ниже Калядная экспозиция минского исторического музея.
Много веков в эти дни наши предки праздновали главный зимний праздник, называемый в Беларуси Калядами. Отточенный столетиями сценарий из цепочки событий Рождества и святок исполнялся из года в год, из века в век.
Каждое событие сопровождалось ритуалами и песнями - в результате сложилось богатое нематериальное наследие, в котором зашифрована душа народа (как бы пафосно это не звучало).
К счастью в последние годы интерес к рождественским обрядам и песням растет - молодежь из 21 века, а не мы, представители атеистического поколения, не дает сгинуть ценному наследию.
И в 2019 мне попались свежие примеры настоящего интереса и преемственности.
Эту, одну из самых известных в Украине и Беларуси рождественскую песню, исполняет польская группа, в состав которой входят этнические украинцы. На счету группы уже несколько записанных колядок.
Эта появилась накануне нынешних праздников, в декабре 2019. Название альбома символично - «Kolędy pod wspólnym niebem» («Колядки під загальним небом», «Калядкі пад агульным небам», «Колядки под общим небом»).
Ничего лишнего, а как пробирает!
Click to view
Однажды оказавшись на калядной экспозиции минского исторического музея, я осознала, что слабо представляю эту важную составляющую жизни своего народа.
К чему там маски козы, медведя, бусла?
И если хранителем сценария рождественских богослужений является церковь, то калядные (святочные) обряды со временем могли бы стать лишь текстами в научных трудах, в архивах и на табличках таких вот музейных экспозиций.
Вполне могли бы, но…
Ого-го коза, Ого-го шэра!
Этот старинный обряд «Вождения козы» молодежная студия записала в «калядных» условиях - в морозный день, в настоящей, а не бутафорской хате, перевезенной в музей народной архитектуры и быта.
За коротким сюжетом ролика стоит большое желания команды сделать достоверно и сохранить старинные тексты.
Поэтому все звуки так естественны - и стук в дверь, и топот «козы» по старым половицам, и слегка нестройное в первый момент звучание замерзших дуды, скрипочки и барабана.
Обряд «вождения козы» наиболее распространен у белорусов, украинцев, поляков и в меньшей степени у русских.
Коза, как один из калядных символов, перешедших из языческих времен, весьма противоречива - рогами похожа на черта, хитра и строптива. Но зато оберегает драгоценную домашнюю скотину от сглаза, да и урожай умножает («где коза ногой - там жито копной»).
Click to view
…пайшла Каляда за парог!
А в повседневной жизни коза спасет от голода слабого - того, кому не под силу держать крупную скотину. Ее густая шерсть дарит тепло, из шкуры мастер сделает дуду (белорусскую волынку).
За то народ козу и любит - непременно отдаст «пирожок на рожок», или «кусочек сала, чтоб коза встала». Танец «козы» с «умиранием» и «оживлением» символизирует конец темного периода с последующим возрождением.
И в этом спасении с радостью участвуют в каждой хате. Если год сложился хорошо, то в натопленном и чисто убранном доме уже накрыт богатый стол, все нарядно одеты и готовы продемонстрировать свои достижения односельчанам.
И так всякий день до праздника Крещения с наилучшими пожеланиями начинается новый год:
…Каб усяго даволі, а бяды ніколі! Шчасця і долі!
... Щоб всього досить, а біді николи! Щастя і долі!
…Чтобы всего довольно, а беды никогда! Счастья и доли!
В каждую хату!