Новое рождественское или Колядки под общим небом

Jan 14, 2020 03:01





Здесь и ниже Калядная экспозиция минского исторического музея.



Много веков в эти дни наши предки праздновали главный зимний праздник, называемый в Беларуси Калядами. Отточенный столетиями сценарий из цепочки событий Рождества и святок исполнялся из года в год, из века в век.



Каждое событие сопровождалось ритуалами и песнями - в результате сложилось богатое нематериальное наследие, в котором зашифрована душа народа (как бы пафосно это не звучало).



К счастью в последние годы интерес к рождественским обрядам и песням растет - молодежь из 21 века, а не мы, представители атеистического поколения, не дает сгинуть ценному наследию.

И в 2019 мне попались свежие примеры настоящего интереса и преемственности.



Эту, одну из самых известных в Украине и Беларуси рождественскую песню, исполняет польская группа, в состав которой входят этнические украинцы. На счету группы уже несколько записанных колядок.

Эта появилась накануне нынешних праздников, в декабре 2019. Название  альбома символично - «Kolędy pod wspólnym niebem» («Колядки під загальним небом», «Калядкі пад агульным небам», «Колядки под общим небом»).

Ничего лишнего, а как пробирает!

image Click to view



Однажды оказавшись на калядной экспозиции минского исторического музея, я осознала, что слабо представляю эту важную составляющую жизни своего народа.

К чему там маски козы, медведя, бусла?

И если хранителем сценария рождественских богослужений является церковь, то калядные (святочные) обряды со временем могли бы стать лишь текстами в научных трудах, в архивах и на табличках таких вот музейных экспозиций.

Вполне могли бы, но…



Ого-го коза, Ого-го шэра!

Этот старинный обряд «Вождения козы» молодежная студия записала в «калядных» условиях - в морозный день, в настоящей, а не бутафорской хате, перевезенной в музей народной архитектуры и быта.

За коротким сюжетом ролика стоит большое желания команды сделать достоверно и сохранить старинные тексты.

Поэтому все звуки так естественны - и стук в дверь, и топот «козы» по старым половицам, и слегка нестройное в первый момент звучание замерзших дуды, скрипочки и барабана.

Обряд «вождения козы» наиболее распространен у белорусов, украинцев, поляков и в меньшей степени у русских.

Коза, как один из калядных символов, перешедших из языческих времен, весьма противоречива - рогами похожа на черта, хитра и строптива. Но зато оберегает драгоценную домашнюю скотину от сглаза, да и урожай умножает («где коза ногой - там жито копной»).

image Click to view



…пайшла Каляда за парог!

А в повседневной жизни коза спасет от голода слабого - того, кому не под силу держать крупную скотину. Ее густая шерсть дарит тепло, из шкуры мастер сделает дуду (белорусскую волынку).

За то народ козу и любит - непременно отдаст «пирожок на рожок», или «кусочек сала, чтоб коза встала». Танец «козы» с «умиранием» и «оживлением» символизирует конец темного периода с последующим возрождением.

И в этом спасении с радостью участвуют в каждой хате. Если год сложился хорошо, то в натопленном и чисто убранном доме уже накрыт богатый стол, все нарядно одеты и готовы продемонстрировать свои достижения односельчанам.

И так всякий день до праздника Крещения с наилучшими пожеланиями начинается новый год:

…Каб усяго даволі, а бяды ніколі! Шчасця і долі!

... Щоб всього досить, а біді николи! Щастя і долі!

…Чтобы всего довольно, а беды никогда! Счастья и доли!

В каждую хату!

Наследие, Народная музыка, История, Музыка

Previous post Next post
Up