Памяти игумена Иеремии. Часть 3.

Aug 04, 2016 20:42


При немъ въ монастырѣ происходила смѣна поколѣній. Пришли новые иноки изъ Россіи, воспитанные въ разныхъ традиціяхъ, въ разныхъ монастыряхъ, не знающіе устава и традицій Аѳона. Многіе возвращались назадъ. Отцу Іереміи предстояла сложнѣйшая задача: привести такую неоднородную братію къ «общему знаменателю», поддержать богодухновенный уставъ монастыря, составленный старцами Іеронимомъ (Соломенцевымъ) и Макаріемъ (Сушкинымъ), и воспитать новыя поколѣнія на святоотеческихъ традиціяхъ общежитія. Ставъ Игуменомъ, отецъ Іеремія никогда не выпускалъ изъ рукъ богослужебные и уставные дневники монастырскихъ уставщиковъ, составленные еще во времена старцевъ Макарія и Іеронима. Всѣ стороны жизни монастыря отъ уставныхъ нюансовъ до разныхъ бытовыхъ ситуацій онъ свѣрялъ съ этими дневниками, благодаря чему монастырю удалось въ короткое время возвратиться къ добрымъ традиціямъ и правиламъ великихъ старцевъ.

Онъ первымъ приходилъ въ церковь, предваряя даже пономаря. Самъ зажигалъ лампадки, свѣчи, нерѣдко самъ давалъ начальный возгласъ и тутъ же самъ начиналъ читать полунощницу вмѣсто опоздавшаго чтеца. Несмотря на свои годы онъ никогда не садился во время службы, даже въ тѣ моменты, когда это разрѣшалось уставомъ. Лишь размѣнявъ десятый десятокъ лѣтъ, онъ началъ иногда сидѣть за богослуженіемъ. Всегда бодрый и внимательный, онъ никогда не дремалъ въ храмѣ, внимательно слѣдилъ за послѣдованіемъ службы, поправляя вполголоса время отъ времени ошибки и неточности уставщиковъ и чтецовъ. Всѣ поученія изъ святыхъ отцовъ, чтеніе которыхъ положено по уставу во время богослуженія, неизмѣнно читалъ самъ отецъ Игуменъ пока позволяли ему силы. «Не я васъ призвалъ сюда, - говорилъ онъ иногда братіи, побуждая къ духовной ревности, - но Божія Матерь. Будьте достойны призванія, живите по совѣсти».


Личный примѣръ во всемъ: въ молитвѣ, въ подвигѣ, въ трудѣ - вотъ на чѣмъ строилъ отецъ Іеремія свое управленіе монастыремъ. Не административными мѣрами и даже не словомъ, а личнымъ добрымъ примѣромъ собиралъ и вдохновлялъ отецъ Іеремія свою паству. Вѣруя въ Промыслъ Божій, въ Покровъ Божіей Матери и въ предстательство святого великомученика Пантелеимона, отецъ Іеремія началъ возрожденіе духовной жизни въ обители.

За 36 лѣтъ игуменства архимандрита Іереміи Пантелеимоновъ монастырь, дошедшій до степени самаго крайняго упадка, находившійся на грани полнаго запустѣнія, буквально возсталъ изъ пепелища, обновился и засіялъ въ быломъ величіи и красотѣ.

За это время реконструированы ветхіе корпуса, заново отстроены всѣ разрушившіеся строенія, возстановлены двадцать храмовъ и два собора, построено шесть новыхъ храмовъ, ранѣе не существовавшихъ въ обители: Свѣтописанного образа Божіей Матери, всѣхъ святыхъ Русскихъ государей, преподобнаго Силуана Аѳонскаго, всѣхъ святыхъ, праведной Еѵвулы и священномученика Ермолая. Возстановлены пять пустынныхъ келій близъ монастыря: Благовѣщенская, Евѳиміевская, Стефановская, Димитріевская и Почаевская. Обновлена обитель Богородицы Ксилургу - колыбель Русскаго монашества, въ которой принялъ постригъ преподобный Антоній Кіево-Печерскій. Практически завершена реставрація Стараго Русика.

Учреждены новые монастырскіе праздники: въ честь новопрославленного преподобнаго Силуана Аѳонскаго; праведной Еѵвулы и священномученика Ермолая; Свѣтописанного образа Божіей Матери; въ честь Собора всѣхъ святыхъ Русскихъ Государей.

Именно при Игуменѣ Іереміи началось въ обители почитаніе преподобнаго Силуана. Его святая глава, пребывавшая до этого времени въ алтарѣ одного изъ предѣловъ въ деревянномъ ковчегѣ, впервые была принесена въ Покровскій Соборъ и поставлена для всеобщаго поклоненія. Въ ризницѣ былъ найденъ свободный старый позолоченный ковчегъ отъ другихъ мощей. Занимавшій тогда должность портного іеромонахъ Кѵріонъ (Ольховикъ), нынѣшній антипросопъ монастыря въ Карее, пошилъ облаченіе для главы старца Силуана. Въ этой ризѣ святыя мощи были помѣщены въ новый достойный ковчегъ, въ которомъ пребывали болѣе 10 лѣтъ. Отецъ Іеремія, самъ почитавшій старца Силуана, иногда давалъ частицы его мощей для монастырей и храмовъ. Одну изъ такихъ частицъ онъ передалъ архимандриту Эмиліану - Игумену сосѣдняго греческаго монастыря Симоно-Петра. Въ то время писанія старца Силуана уже были переведены на греческій языкъ и многіе молодые люди благодаря этой книгѣ смогли сдѣлать жизненный выборъ, приведшій ихъ на Аѳонъ къ монашескому служенію. Такъ случилось по Промыслу Божію, что эта частица мощей, переданная въ монастырь Симоно-Петра, стала источать мѵро. Начались чудеса исцѣленій. Отецъ Эмиліанъ спросилъ отца Іеремію, можетъ ли его монастырь поставить вопросъ о канонизаціи старца, на что отецъ Іеремія со всемъ участіемъ далъ свое полное одобреніе. Въ 1988 году Константинопольская Патріархія причислила старца Силуана къ лику святыхъ. И хотя вопросъ о прославленіи поднялъ монастырь Симоно-Петра, именно Пантелеимонова обитель стала центромъ главныхъ торжествъ въ честь преподобнаго Силуана. Въ 1999 году возстановленъ храмъ святого Ильи-пророка на мельницѣ, гдѣ подвизался преподобный Силуанъ первые три года своей монашеской жизни. Рядомъ съ этимъ храмомъ по благословенію отца Игумена Іереміи были устроенъ придѣлъ въ честь самаго старца Силуана. Въ томъ же году этотъ придѣлъ освятилъ архіепископъ Тернопольскій и Кременецкій Сергій. Память преподобнаго Силуана послѣ памяти святого великомученика и цѣлителя Пантелеимона является самымъ посѣщаемымъ праздникомъ Русскаго монастыря, собирая сотни паломниковъ, какъ со Святой Горы, такъ и изъ Греціи, Россіи, Румыніи и другихъ странъ.

Особо необходимо отмѣтить и празднованіе въ честь явленія Свѣтописанного образа Пресвятой Богородицы. Праздникъ этотъ окруженъ такимъ почитаніемъ среди братіи, что за 10 лѣтъ со времени своего учрежденія въ 2003 году возросъ до степени полноцѣннаго монастырскаго панигира. По благословенію отца Іереміи въ монастырѣ написаны иконы, составлена служба, освященъ храмъ въ честь Свѣтописанного образа и построена часовня на мѣстѣ явленія Божіей Матери. Въ самый день праздника по окончаніи Литургіи сюда совершается торжественный крестный ходъ и служится водосвятный молебенъ. Въ 2014 году произошло чудо: былъ обрѣтенъ самъ подлинный негативъ Свѣтописанного образа - фотографіи, зафиксировавшей въ 1903 году явленіе Божіей Матери въ Русскомъ на Аѳонѣ Свято-Пантелеимоновомъ монастырѣ во время раздачи милостыни. Негативъ былъ найденъ во время работъ со старымъ фотоархивомъ монастыря. Эту находку, совершившуюся спустя болѣе 110 лѣтъ, безъ сомнѣнія можно считать чудомъ, учитывая всѣ бѣдственныя обстоятельства, постигшія русскую святогорскую обитель за вѣковой временной промежутокъ. Много негативовъ погибло во время пожаровъ, какая-то часть попала въ частныя коллекціи. Найти эту цѣнную реликвію послѣ столькихъ десятилѣтій упадка не было даже надежды. По словамъ Игумена Іереміи, «обрѣтеніе негатива - первообраза Свѣтописанной иконы Божіей Матери, - это милость Пресвятой Богородицы, свидѣтельствующая о томъ, что Игуменія Аѳонская благоволитъ къ обители и принимаетъ посильный подвигъ ея насельниковъ».

О совершившимся чудѣ было сообщено всей братіи для утѣшенія и укрѣпленія въ подвигѣ. По случаю этого чудеснаго событія въ русскомъ святогорскомъ монастырѣ были вознесены благодарственныя молитвы ко Пресвятой Богородицѣ, а всѣмъ насельникамъ обители и присутствовавшимъ паломникамъ были розданы фотографіи, сдѣланные съ обрѣтеннаго негатива 1903 года.

Въ 2013 году на засѣданіи Священнаго Сѵнода РПЦ въ Кіево-Печерской Лаврѣ праздникъ Свѣтописанного образа Божіей Матери (21 августа/3 сентября) былъ также внесенъ въ мѣсяцесловъ Русской Православной Церкви. Образъ внесенъ въ оффиціальный списокъ чудотворныхъ иконъ Аѳона, а день его памяти является однимъ изъ святогорскихъ панигировъ. Исключительно важное значеніе чуда явленія Божіей Матери, зафиксированнаго фотографіей, отмѣчалъ Святѣйшій Патріархъ Константинопольскій Варѳоломей, посѣтившій Пантелеимоновъ монастырь въ 2013 году.

Въ нынѣшнемъ 2015 году принято рѣшеніе объ учрежденіи празднованія Собора Святыхъ Отцевъ Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова монастыря, цѣль котораго - подвести итогъ 1000-лѣтняго пребыванія русскихъ иноковъ на Аѳонѣ.

По благословенію архимандрита Іереміи монастырь возродилъ духовно-просвѣтительскую и издательскую дѣятельность. Въ настоящее время осуществляется большое 25-томное изданіе, посвященное 1000-лѣтію русскаго монашескаго присутствія на Аѳонѣ.

Въ нынѣшнемъ расцвѣтѣ Русскаго монастыря несомнѣнна заслуга молитвъ и личныхъ трудовъ батюшки Іереміи, который принимаетъ личное участіе во всѣхъ дѣлахъ: знакомится съ документами, регулярно посѣщаетъ строительные объекты внутри и за предѣлами монастыря, иногда самъ, иногда въ сопровожденіи экономовъ обители; дѣлаетъ указанія, поправки и замѣчанія. Несмотря на свой глубокій возрастъ и естественныя старческія недомоганія, онъ продолжаетъ оставаться вдохновителемъ и руководителемъ всей дѣятельности монастыря, какъ хозяйственной, такъ и духовной. Онъ и не думаетъ о покоѣ. 100-лѣтній старецъ-игуменъ неопустительно посѣщаетъ весь суточный кругъ богослуженій, возглавляетъ засѣданія Собора Старцевъ монастыря, лично осуществляетъ поѣздки за предѣлы Святой Горы для покупки необходимаго продовольствія, желая такимъ образомъ оградить братію отъ выѣздовъ въ мірскую среду. Отецъ игуменъ, какъ словомъ, такъ и личнымъ примѣромъ, не устаетъ напоминать братіи о духовной бодрости и внимательномъ исполненіи своихъ иноческихъ обязанностей. До сихъ поръ отецъ Іеремія читаетъ Псалтирь, акаѳисты и молитвы служебника безъ очковъ. Несмотря на немощи 100-лѣтней плоти, духъ его полонъ подвижнической бодрости. «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс.103, 33; Пс.145, 2), - говоритъ онъ обычно въ отвѣтъ на напоминанія о возрастѣ и необходимости поберечь себя.

Въ настоящее время отецъ Іеремія является старѣйшимъ Игуменомъ Святой Горы. Будучи столько лѣтъ Игуменомъ такой крупной обители (около 100 насельниковъ), батюшка всегда остается простъ въ общеніи и быту, нестяжателенъ, аскетиченъ, строгъ и требователенъ къ себѣ и въ то же время очень добродушенъ и любвеобиленъ какъ по отношенію къ братіи, такъ и къ паломникамъ. И главное, онъ за все въ жизни благодаритъ Бога и постоянно молится за всѣхъ людей. Отецъ Іеремія - удивительная и яркая личность среди современнаго православнаго монашества. Онъ воистину является подлиннымъ духоноснымъ старцемъ, черезъ котораго и въ наше время сохраняется возможность прикоснуться къ духовному наслѣдію великихъ старцевъ прошлаго.

Отецъ Іеремія удостоенъ ряда наградъ - церковныхъ, государственныхъ и общественныхъ:

въ 1968 году - ордена святого равноапостольного князя Владиміра III степени;
въ 1984 году - ордена преподобнаго Сергія Радонежскаго III степени;
въ 2000 году - ордена Почета (Россія);
въ 2005 году - ордена преподобнаго Сергія Радонежскаго I степени;
- ордена преподобнаго Серафима Саровскаго I степени;
- ордена Дружбы (Россія);
- ордена Александра Невскаго (Россія, общественная награда)
въ 2014 году - ордена святого апостола Андрея Первозваннаго УПЦ МП;
въ 2015 году - ордена Александра Невскаго (Россія, государственная награда);
- медали «Въ память 400-лѣтія Дома Романовыхъ. 1613-2013» (Россійскій Императорскій Домъ).

Въ 2005 году обитель посетилъ Президентъ Россіи Владиміръ Путинъ, лично вручившій архимандриту Ӏереміи орденъ Дружбы. Обращаясь къ святогорцамъ, Владиміръ Путинъ сказалъ: «Если Россія, наверное, самая большая православная держава, то Греція и Аѳонъ - это, конечно, истоки нашего духовнаго родства. И въ извѣстномъ случаѣ духовное родство даже выше, чѣмъ родство кровное. И, какъ я уже говорилъ, многіе начала, многіе истоки православной вѣры Россіи исходятъ отсюда. Хочу, чтобы вы знали объ этомъ, знали, что мы помнимъ и очень дорожимъ этимъ». Обращаясь къ отцу Игумену Ӏереміи Владиміръ Владиміровичъ сказалъ: «Хотелъ въ знакъ нашей признательности вручить орденъ Россійской Федераціи отъ имени народа Россіи Настоятелю монастыря и пожелать Вамъ всего самаго добраго».

Въ концѣ 2005 года Господь посѣтилъ батюшку Иеремию тяжкимъ недугомъ. 31 декабря того же года Президентъ Владиміръ Путинъ направилъ отцу Ӏереміи посланіе: «Съ беспокойствомъ узналъ о Вашемъ недомоганіи. Это извѣстіе вызвало искреннее сопереживаніе у православныхъ вѣрующихъ нашей страны. Отъ всего сердца желаю Вам скорѣйшаго выздоровления. Ваше многолѣтнее подвижническое служеніе въ русскомъ монастырѣ Святаго Пантелеимона снискало глубокое уваженіе. Съ особой теплотой вспоминаю нашу недавнюю встрѣчу въ стѣнахъ русской обители на Аѳонѣ. Бесѣда съ Вами, общеніе съ братіей произвели на меня неизгладимое впечатлѣніе».

Въ 2011 году по приглашенію Президента Россіи Дмитрія Медведева и Святѣйшаго Патріарха Московскаго и всея Руси Кирилла отецъ Іеремія во главѣ делегаціи, состоящей изъ членовъ Собора Старцевъ Монастыря, посѣтилъ свое Отечество, въ которомъ не былъ уже около 40 лѣтъ.

30 сентября 2011 года въ Москвѣ состоялась историческая встрѣча Игумена Русскихъ святогорцевъ священноархимандрита Іереміи со Святѣйшимъ Патріархомъ Московскимъ и всея Руси Кирилломъ. Оффиціальный визитъ отца Іереміи въ качествѣ Игумена Русскаго Монастыря на Аѳонѣ къ Предстоятелю Русской Церкви сталъ логическимъ завершеніемъ многолѣтнихъ усилій, которыя были предприняты его предшественниками въ Игуменскомъ служеніи для возстановленія духовныхъ связей Русскаго Аѳона съ Матерью-Русской Церковью и Отечествомъ, прерванныхъ смутой 1917 и послѣдующихъ годовъ.

Въ тотъ же день въ сопровожденіи святѣйшаго владыки отецъ Игуменъ нанесъ визитъ Президенту Россійскаго государства Дмитрію Медведеву въ Президентской резиденціи въ Горкахъ.

Состоявшаяся встрѣча первыхъ лицъ Российскаго государства, Русской Церкви и Русскаго Аѳона въ Москвѣ является исторической потому, что отецъ Іеремія сталъ первымъ Игуменомъ монастыря, посѣтившимъ Россію за послѣдніе триста лѣтъ. Послѣдній подобный визитъ состоялся въ 1705-1710 годахъ. Въ 1876 году планировалось посѣщеніи Россіи Иуменомъ Пантелеимонова Монастыря схіархимандритомъ Макаріемъ (Сушкинымъ), не состоявшаяся, однако, по ряду причинъ.

Спустя нѣсколько дней отецъ Іеремія возвратился въ свою обитель на Аѳонѣ. Пріѣздъ отца Игумена пришелся на глубокую ночь. Вся братія, невзирая на позднее время, встрѣчали на пристани своего Игумена съ праздничнымъ колокольнымъ звономъ.

Слѣдующая встрѣча Игумена Русскихъ святогорцевъ съ Предстоятелемъ Русской Церкви состоялась въ 2013 году въ стѣнахъ самой Пантелеимоновой обители на Аѳонѣ. Святѣйшій Патріархъ Московскій и всея Руси Кириллъ посѣтилъ Аѳонъ 4 іюля 2013 года. Три дня провелъ святѣйшій владыка въ монастырѣ и отслужилъ двѣ Божественныя Литургіи въ Пантелеимоновскомъ и Покровскомъ Соборахъ обители.

Въ своемъ словѣ къ русскимъ святогорцамъ Патріархъ обратился къ старцу-Игумену схіархимандриту Іереміи, поблагодаривъ его за терпѣливое и самоотверженное несеніе нелегкаго игуменского креста, въ знакъ чего вручилъ ему наперстный крестъ. Его Святѣйшество преподнесъ обители въ память объ этой молитвенной встрѣчѣ Курско-Коренную икону Божіей Матери, а также икону всѣхъ святыхъ русскихъ святогорцевъ. Осмотрѣвъ обитель, Святѣйшій Патріархъ Кириллъ отмѣтилъ разительную перемѣну, происшедшую съ монастыремъ со времени его перваго посѣщенія въ 1971 году.

Въ томъ же году монастырь посѣтилъ Святѣйшій Константинопольскій Патріархъ Варѳоломей, подъ первосвятительскимъ омофоромъ котораго находится Святая гора Аѳонъ. Съ восхищеніемъ осмотрѣвъ храмы, корпуса и достопримѣчательности обители, Патріархъ поблагодарилъ отца игумена за труды и наградилъ его наперстнымъ крестомъ.

23 апрѣля 2015 года монастырь посѣтилъ съ двухдневнымъ визитомъ Наслѣдникъ Главы Россійскаго Императорскаго Дома Великій Князь Георгій Михайловичъ Романовъ. Въ этотъ же день Великій Князь помолился въ Покровскомъ соборѣ обители за вечернимъ богослуженіемъ, по окончаніи котораго вручилъ Игумену Іереміи въ даръ отъ имени Россійскаго Императорскаго Дома икону святителя Іоанна (Максимовича) Шанхайскаго съ частицей мощей угодника Божія, а также медаль въ честь 400-лѣтія Дома Романовыхъ.

Въ нашъ суетный вѣкъ подвигъ служенія отца Іереміи являетъ собой рѣдкій, но яркій примѣръ, унаслѣдованнаго черезъ духовную преемственность отъ святыхъ его предшественниковъ. Отличительной чертой духовнаго облика отца Іереміи является добродѣтель не помнить и не видѣть зла, и за все благодарить Бога.

Притягательность отца Игумена связана не только съ его благообразнымъ старческимъ видомъ, но прежде всего съ его глубокой духовной разсудительностью, свѣтлымъ умомъ, отеческимъ участіемъ и заботой о всякомъ человѣкѣ, простотой и доступностью въ общеніи.

Но главное качество старца Іереміи - благодатная сила его молитвы и слова. Хотя многіе молятся и молятся часто, но не всѣ бываютъ услышаны. Отецъ Игуменъ - одинъ изъ тѣхъ немногихъ, чьи молитвы слышитъ Господь и отвѣчаетъ на нихъ. Онъ не ораторъ, не проповѣдникъ, но слово его исполнено такой необычайной духовной силы, что сокрушаетъ любое черствое сердце и дѣлаетъ его вмѣстительнымъ для благодати, которую онъ почерпаетъ изъ сокровищницы своей души, закаленной многолѣтнимъ подвигомъ самоотверженія, смиренія и послушанія.

Въ наставленіяхъ братіи отецъ Іеремія всегда дѣлаетъ акцентъ на благодарность Богу, на Евангельской любви другъ ко другу, на самопринужденіи къ постоянству въ подвигѣ. По словамъ отца Игумена, благодарность - есть величайшая добродѣтель. «Умѣніе быть благодарнымъ воспитываетъ въ человѣкѣ покорность волѣ Божіей, облегчаетъ путь ко стяжанію смиренія, обучаетъ молитвѣ, помогаетъ постичь таинство любви. Благодарная душа никогда не будетъ роптать на судьбу, никогда не обидитъ ближняго и даже не превознесется надъ нимъ, она будетъ прилежна къ молитвѣ и богослуженію, отнюдь не тяготясь ихъ продолжительностью. Благодарная душа не можетъ не быть милостивой, не можетъ ненавидѣть и замышлять зло, потому что помнитъ оказанную ей милость и стремится сторицею воздать тѣмъ же», - говоритъ отецъ Іеремія.

Принимая поздравленія съ именинами въ 2014 году, отецъ Игуменъ поблагодарилъ братію: «Благодарю васъ за вниманіе и любовь. Господь заповѣдалъ, чтобы мы любили другъ друга. Но любовь не можетъ быть безъ подвига, безъ самопожертвованія. Поэтому хотѣлъ бы напомнить, въ чѣмъ прежде всего выражается любовь. Если ты любишь брата, уступи ему, предпочти его выгоду своей собственной; не завидуй ему, когда видишь, что въ чѣмъ-то онъ превосходитъ тебя; потерпи его немощи и снизойди къ его недостаткамъ; не наноси ему вреда празднословіемъ, смѣхотворствомъ или осужденіемъ кого-то. Если ты любишь монастырь, своихъ наставниковъ и начальниковъ, то окажи послушаніе, отложи свою волю, пожертвуй собственнымъ «я». Въ этомъ заключается истинная любовь. Послушаніе - это повседневное самопожертвованіе и самый большой подвигъ. Если оскудѣетъ взаимное послушаніе - тогда не будетъ подвига въ нашей жизни, тогда оскудѣетъ любовь, уйдетъ миръ и наступитъ конецъ».

Въ этомъ и состоитъ духовное наслѣдіе отца Игумена Іереміи, которое онъ старается передать своимъ духовнымъ воспитанникамъ. Благодаря подвигу старца Іереміи Русская обитель на Аѳонѣ, выполняя свое предназначеніе и совершая непрестанную молитву ко Господу, остается нетронутымъ уголкомъ Святой Руси, какъ залогъ ея возрожденія.

Въ дни рожденія и именинъ отца Игумена Іереміи въ Пантелеимоновомъ монастырѣ совершаются торжественныя соборныя богослуженія. Особую праздничную атмосферу этимъ богослуженіямъ придаютъ не столько какіе-то внѣшніе факторы (такіе, какъ праздничные напѣвы, напримѣръ), сколько искренняя теплая сыновняя любовь, которую испытываютъ къ своему старцу-Настоятелю вся безъ исключенія братія Обители.

Навѣрное, нѣтъ такого православнаго христіанина, кто не мечтаетъ на своемъ жизненномъ пути повстрѣчать подлиннаго духоносного и опытнаго наставника и старца. Однако въ современномъ мірѣ такихъ носителей и учителей живого святоотеческаго наслѣдія съ каждымъ годомъ становится все меньше. Живя въ міру, пребывая въ постоянной матеріальной суетѣ, крайне сложно безъ отеческой духовной поддержки хранить завѣты Святыхъ Отцовъ и нести подвигъ внутренней молитвы. Но есть еще нетронутые уголки на землѣ, гдѣ эти традиціи и наслѣдіе сохраняются въ неповрежденномъ видѣ и чистотѣ по сей день. Среди нихъ одно изъ ведущихъ мѣстъ продолжаетъ занимать Русскій на Аѳонѣ Свято-Пантелеимоновъ монастырь, гдѣ стараніями 100-лѣтняго Игумена обители схіархимандрита Іереміи (Алехина) до сихъ поръ строго блюдутся древніе афонскія аскетическія традиціи и молитвенное дѣланіе.

Источник: http://afonit.info/biblioteka/istoriya-russkogo-monastyrya/podvignik-o-ieremiya-alehin

Православие, Афон, Память, игумен Иеремия (Алёхин)

Previous post Next post
Up