100 лет назад...

Aug 01, 2014 20:50

Вообще, приведённый ниже текст был написан как эссе по курсу "История Урала". Но, учитывая годовщину начала Второй Отечественной, я решил выложить текст в ЖЖ. Итак:

Обзор номера газеты «Уральская жизнь».

Средства массовой информации в наше время уже окончательно превратились в «четвёртую власть» со своими законами, целями, средствами и методами. Но пресса родилась не вчера, тем полезнее проследить, как она освещала события сто или даже больше лет назад.

Для обзора мной был взят №163 Екатеринбургской газеты «Уральская жизнь» за 22 июля 1914 года. Почему именно такая дата? В этот день в газете появилась колонка под заголовком «Русско-Германская война»…

Началась война. Вторая отечественная, Германская, Империалистическая и грабительская, Первая Мировая - много названий было у этой войны, которую в России начали блестящими кавалерийскими атаками, наступлением гвардейской пехоты в полный рост (офицерская честь не позволяла падать в грязь, даже под пулемётами), а закончили толпами дезертирующих солдат, которые бежали с фронта, набившись в вагоны, «делить землю» и «бить буржуёв»…

Нельзя сказать, что бы военные сообщения посыпались на обывателя как «снег на голову». До этого номера газета исправно снабжала читателей сообщениями о сербо-австрийской войне. Но одно дело война между какими-то австрийцами и сербами, а совсем другое, когда враг приходит в твою страну.

Однако не стоит искать огромных патриотических призывов на первой странице. Первую страницу безраздельно занимает такая привычная нам реклама. Чего том только нет! Распродажа мужского и женского «готового платья», реклама страховых обществ, объявления о продаже железа (общество Кыштымских горных заводов и администрация по делам товарищества Сергиевско-Уфалейских горных заводов), продажа гильз «Катыка», на рекламном объявлении которого милая барышня протягивает гильзу на фоне надписи о том, что гильзы «никогда не рвутся». Как мило! А сколько реклам лечебных учреждений! Первая зубная лечебница, вторая зубная лечебница, третья зубная лечебница, просто зубно-врачебный кабинет, зубной врач.… И огромное количество частно-практикующих докторов: мужчин и женщин.

Реклама продолжается и на второй странице, но занимает она лишь левый верхний угол, а потом как бы в траурной чёрной рамке гражданам сообщается, что по распоряжению господина губернатора в городе открыт приём «пожертвования материалов для заготовки белья» раненым воинам русской армии. Это объявление разделяет жизнь мирную с новой, военной жизнью.

И на две страницы идут сообщения под общим названием «Русско-Германская война». Манифест Государя Императора об объявлении войны, Высочайший указ Правительствующему Сенату, объявление Петербурга (ещё не Петрограда) на военном положении, вот три главные новости.

А затем происходит описание молебнов и патриотических манифестаций (хотя тут же рядом размещается просьба правительства «соблюдать спокойствии и сдержанность и избегать проявлений возбуждённого народного чувства, которые могут только осложнить создавшееся положение»).

Затем идёт международное обозрение. Событий так много что пришлось даже вложить в газету ещё один лист, форматом поменьше). Это и сообщение с сербско-австрийского фронта, и объявление Германией мобилизации, и вторжение её в Люксембург.… Практически во всех сообщениях подчёркивается, что вина за военные действия лежит на Германии, которая защищает «неправую» и «коварную» Австро-Венгрию.

Но, несмотря на военное время, в газете ещё остаётся место для аннотации сборника пролетарских писателей, выпущенным издательством «Прибой». В конце аннотации делается вывод: «Вместе с нами «Сборник Пролетарских Писателей» будут приветствовать все искренние друзья демократии, как исторический документ, свидетельствующий об известной зрелости рабочего класса в России» (к вопросу о русской военной цензуре (она уже объявлена): такой вот текст с социалистическим оттенком печатают, а вот умеренную кадетскую «Речь» (о чём так же сообщается в этом номере «Уральской жизни») закрыли).

В разделе местная жизнь «военного» и «мирного» компонента, пожалуй, поровну. Архиерейское служение в день Тезоименитства Императрицы Марии Феодоровны, открытие училищных курсов, приезд пермского вице-губернатора и даже отравление нескольких человек в поезде на Челябинской линии.… Но вместе с тем: открытие лазарета и, наоборот, закрытие клубного сада по случаю войны, корректировка железнодорожного расписания. И конечно детальное описание патриотической манифестации: национальные флаги, Царские портреты, речь члена Союза русского народа Насонова, молебны - всё выдаёт глубокий патриотический подъём.

В заключении говорится о футбольном матче между командами Нижнего Тагила и Невьянска, о заседании торгово-промышленного отдела, даются точные цифры о болезни, смерти, комиссовании нижних чинов Русской Императорской армии в 1913 году.

И в день начала Второй Отечественной войны умер старейший ветеран Первой Отечественной войны Аким Вивтенюк 132 лет от роду. О чём так же сообщено в номере в разделе под названием «Из русской жизни».

А последняя страница, так же как и первая, вся занята рекламою: репетиторы, поиски работы, продажа лошадей, коров и детских фартуков от обилия объявлений рябит в глазах…

Вот таким вот предстал первый день войны, которая разрушит четыре империи, перед лицом обычного екатеринбургского обывателя, который открыл газету «Уральская жизнь»…

Екатеринбург, Вторая Отечественная война, просматривая прессу

Previous post Next post
Up