«Кто здесь самый главный пианист?»

Feb 08, 2018 13:36



Будучи ретроградом большим поклонником пианиста Кита Джаррета, я порой предавался эдакой меланхолии, сожалея, что никогда не услышу «Бременский концерт» или концерты в Японии «Sun Bear concerts» так, как если бы сейчас был 73-й или 78-й год, когда эта музыка впервые звучала, когда она была „музыкой сегодняшнего дня“. С «Венским концертом» легче - все-таки я уже жил и рос, окруженный актуальной музыкой, и оценить масштаб этого концерта мне вполне по силам. Джаррет был и остается поистине величайшим интерпретатором всего багажа классической академической музыки, который человечество накопило за столетия, не говоря уже о музыке джазовой, в которой он изначально состоялся.
    Но то век прошлый, а на дворе 2018-й и можно было бы задуматься, кто же он, «сегодняшний» пианист? Чья музыка современна, актуальна и не сложена сплошь из шаблонов и избитых клише? А если и сложена, то кто возьмется вдохнуть новую жизнь в старую форму? Искать такого пианиста в сегодняшнем джазе - почти смешно. Тем не менее, этот пианист был в нем вчера, вышел оттуда, и встал особняком к сцене, переживающей нелучшие времена. Это Тигран Амасян - молодой композитор и пианист, который по своей величине несомненно стоит в одном ряду с великими былых лет. Его альбом духовной музыки «Luys I Luso» (ECM 2447) и роковый «Mockroot» (Nonesuch ‎79525-4), особенно в связке, мало кого оставят равнодушными. То же можно смело сказать и о сольных работах, особенно прошлогоднем «An Ancient Observer» (Nonesuch 7559793885), где к блестящей фортепианной игре, преимущественно в стиле армянской народной и духовной музыки, порой добавляются удачные приемы музыки электронной. Его концерты незабываемы (но некоторые заканчивают в слезах), его пьесы пытается подбирать на слух огромное количество студентов музыкальных заведений по всему миру и просто энтузиасты.

Мемуар: В 2012-м я впервые увидел его в Таллине. Помню, как на тот концерт в Kumu Auditorium затащил своего препода по джазовому фортепиано, который с Тиграном был не знаком (в 2012-м я недолго проучился в Таллинском музучилище им. Георга Отса). Получив приглашение, препод был скептичен: «а? 25-летний пианист? Крутой, говоришь, да? Ну, посмотрим, ха-ха». Конечно, он прихуел на концерте, другого и ожидать нельзя было.

Сейчас я готовлю к публикации сборник моих транскрипций Тиграна. В него войдут:
- Markos and Markos
- Etude №1
- Nairian Odyssey
- Illusion + Samsara
- Kakavik. The Little Partridge
- Mother, Where Are You?
- Lilac

На сегодня полностью закончены все пьесы, кроме «Nairian Odyssey» - самой сложной из семи (некоторые из готовых тоже весьма крепкие орехи). И это, конечно, чудовищная для меня задача, несмотря на то, что за спиной много транскрипций весьма виртуозных пьес и Тиграна, и того же Кита Джаррета, и Бояна Зулфикарпашича и других мощных импровизаторов современности. Действительно, имея такой опыт, работа не становится легче - приходит лишь осознание, что по силам сложные задачи, и что лучшие качества могут принести благо многим живым.

Впереди несколько важных и интересных месяцев, несколько новых публикаций Издательства Терентьева. Вы же пока можете посмотреть и пересмотреть «Nairian Odyssey» с концерта Тиграна Амасяна в Монреале в июле прошлого года. Такое сложно описать литературным языком. Нелитературным - куда проще. Убедитесь сами, не отказывайте себе в лучшем.

image Click to view

tigran hamasyan, тигран амасян, издательство терентьева, и я здесь работаю

Previous post Next post
Up