В Камско-Устьинском районе Татарстана, вдоль дороги из Камского Устья на Буинск есть почти всеми забытое село Архангельские Кляри. Пара десятков жителей на рубеже веков, а сегодня и того меньше, да и в лучшие свои времена количество этих самых жителей там до полутысячи не дотягивало, несмотря на то, что селение свою историю ведет с первой половины
(
Read more... )
В какой мере мне известно, статус "село" определялся не постройкой храма, а количеством душ составлявших приход. Именно такое кол-во и было главным критерием. Решение выдавалось губернской властью за подписью г-на Губернатора или его помощника. И уж по разрешению оного строился храм. Правило было общим, как для православныхъ, такъ и для магометанъ. Причём, штраф за несанкционированную постройку храма был выше для православной конфессии и меньше для мусульман.
Когда душ в поселении не хватало, приписывали соседнюю деревню. Скорее всего селом делали н.п. с бóльшим количеством населения, либо ближе к барской усадьбе, или же расположенным топографически более удобным, для присоединения прихода душами из других деревень.
Количественные критерии для православных и магометан скорее всего были разными (на память не располагаю сведениями). Ограничения накладываемые на количество душ в приходе, позволяли делать к основному приходу приписку из нескольких малых деревень, до установления нужного числа прихожан. Когда кол-веный критерий душ составлявших приход заметно превышался, с прошения общины губернские власти могли дать разрешение на постройку второй мечети Сельские мечети всегда были меньше сельских православных храмов, этим я и объясняю различие в числовых значениях критериев определявших статус села у православных и татар-мусульман. И в данном случае размер мечети также определялся не архитектурным проектом, а меньшим количественным критерием определявшим конечное число душ составлявших магометанский приход. Вероятно для магометан разбег в числе прихожан был меньшим, это вызывало курьёзы, когда жители одной деревни приписывались к разным приходам других сёл.
Reply
А вот за остальную информацию спасибо, интересно. Про вторые мечети в селе всегда удивлялся, потому что православные церкви редко (за исключением постройки новой, взамен изветшавшей и пришедшей в негодность или просто каменной вместо деревянной) строили по несколько в одном селении (кроме городов, конечно). Из того, что сохранилось дуэтом на современной территории Республики Татарстан, сразу приходят на память два примера - Шапши в Высокогорском районе и Кузнечиха в Спасском. А, например, Пановка в Пестречинском районе, где рядом с каменной Никольской церковью сохранился остов деревянной Знаменской, как раз пример замены, когда после постройки новой церкви старую не уничтожили, но более в культовых целях уже не использовали и службы в ней не проводили.
Reply
На стр. 86 там приводятся как раз суммы штрафов - 500 руб. за постройку православной или инославной церкви или учреждения её в частном доме без разрешения духовных и светских властей...За постройку деревянной церкви вместо каменн. там, где законом или... виновные христиане всех вероисповеданий подвергались штрафу не свыше 300 руб...
За незаконное построение мечетей 200 руб.
Есть немножко и по буддийским храмам.
Reply
Reply
Leave a comment