В продолжение
предыдущего поста про здание церкви в Чаксах.
Конечно, одними Чаксами поездка не ограничилась. Нет смысла ехать за 100 с лишним километров, чтобы тут же повернуть домой. После того, как удовлетворил свой душевный зуд посмотреть ранее невиданный объект, решил я повторно пройтись по местам боевой славы ранее пройденным и вскоре подъехал я к объездной Мамадыша с запада, там где начинается село Красная Горка, а рядом идет дорога на Максимов Починок.
В Красной Горке центральная улица (Ямашева), одновременно являющаяся выездом из райцентра в западном направлении, асфальтированная, но стоит с нее съехать, как асфальт заканчивается. А съехать надо было, потому что чуть южнее стоит церковь Михаила Архангела, построенная на рубеже XVIII-XIX веков.
Этот храм оставляет весьма неоднозначное впечатление. С одной стороны, много лет как начато восстановление, с другой же, процесс оживления остановился на барабане основного объема. который только и приведен в порядок. Ну, и вместо ранее утраченного купола установлен новый.
Выехав из Красной Горки по очень неровной покрытой щебнем дороге на объездную Мамадыша, я проехал прямо через перекресток и опять оказался на проселке, в этот раз ведущем в Максимов Починок - вымирающее русское село, в котором осталось немного жилых домов и заброшенная
церковь Вознесения Господня, построенная в полтора первые десятилетия прошлого века.
Автор проекта - Ф. Н. Малиновский, казанский губернский и епархиальный архитектор. Стиль Малиновского весьма характерен, храмы в псевдорусском ретроспективизме узнаваемы практически сразу.
Вернувшись на асфальт и обогнув город с юга, я поехал в другую часть района - ту, что южнее автодороги М-7 и ближе к Каме. Проскочив главную трассу республики по эстакаде, минут через 10 я оказался в деревне Верхний Секинесь, где сохранилась б
ольшая часть Троицкой церкви, датируемой последним десятилетием XIX века. Эта церковь в наше время стоит на краю деревни, в небольшом леске, примыкающем к жилому месту с севера. Летом, когда сезон листвы, пытаться сфотографировать что-то почти бесполезно. В этот раз я и не пытался.
Вот что можно разглядеть летом и ранней весной (фото августа 2012 и начала мая 2014 годов):
Сейчас, когда до Верхнего Секинеся и расположенного за ним Секинеся положили асфальт, поездка туда весьма стал приятной. В отличие от, например, моих поездок 2012-14 годов, когда без оглядки на погоду даже не думал свернуть в те края.
Секинесь, Троицкая церковь (1843-1871), фото июня 2019 и августа 2012 годов:
Церковь начали строить по проекту Ф. И. Петонди, и к 1849 году она была почти закончена. Но тут подкралось безденежье, вдобавок вскоре рухнул купол, пришлось многое переделывать. В результате, построили только через 28 лет после того, как начали.
Дальше я продолжил движение на запад, туда где дорога только в процессе строительства, но не заезжая в Омары, где недавно восстановили Благовещенскую церковь середины XVIII века, ушел направо, на дорогу, ведущую к М-7. До нормального асфальта было еще больше 10 километров, когда свернул совсем в поле, по направлению туда, где когда-то было село Кутуш.
Покатавшись слегка по полевой дороге, идущей по краю лесопосадки, со второго раза нашел заросшую стежку через поле в сторону бывшего села, на всякий случай на будущее забив в навигатор координаты этой поворотной точки. Дальше было просто, через километр слева показалось нужное строение, а чуть позже и колея вильнула в нужную сторону.
Сейчас от села ничего не осталось. Ничего, кроме
руин Казанской церкви, которая была построена в середине первого десятилетия XX века. Причем, руин в самом прямом смысле. Уже не угадать архитектурные формы строения, только остов. Фото августа 2012 года, с тех пор каких-либо изменений не замечено:
Рядом с останками церкви местный уроженец в 2007 поставил памятную часовню.
На местном кладбище, которое сохранилось по соседству, я смог найти единственную могилу, видимо, предка неравнодушного гражданина, поскольку на памятнике и на табличке на часовне была одна и та же фамилия Телешов.
Вернувшись к дороге М-7 - Омары, я через несколько километров еще раз с нее съехал, в этот раз в противоположную, западную сторону к селу Русские Кирмени. Когда-то многолюдное село раскинулось по обоим берегам реки Кирмянка, а теперь в нем осталось пара десятков жителей, все на западном берегу. А восточном осталось кладбище, несколько заброшенных домов и полуразрушенное здание Петропавловской церкви, построенной на исходе первой трети XIX века.
А почти в самом начале путешествия, выехав из Чаксов, не проехать мимо села Тавели, через шла дорога. В Тавелях, в самом центре села, стоит заброшенная и запущенная Никольская церковь, датируемая 1815-23 годами:
Фото 2019 года.
Вот так за один день я побывал почти на половине известных мне старинных православных архитектурных объектов Мамадышского района.