Текст:
ООО НПП Конструкторское Бюро Радар, г.ТроицкРазработка радиоэлектронной аппаратуры для различных физических сред:
Телеметрия, радиационный контроль, оповещение и сигнализация, лазерная и светотехника, радиосвязь и радиосети, резервное бортовое питание, каналы передачи данных, модемы, ультразвуковые локаторы, силовая электроника.
Немного разбавлено моими картинками. Старт.
Гуляли по Троицку и окрестностям в поисках радиации.
Радиация вмешивается в жизнедеятельность наших организмов на уровне атомов и молекул. Источники радиации - вещества, которые называют радиоактивными изотопами. Они испускают/излучают "частицы", способные изменить атомы и молекулы.
Мы искали радиацию с помощью дозиметров.
1. Дозиметр Atom Simple с газоразрядным детектором СБМ-20.
2. Дозиметр Atom Fast со сцинтилляционным детектором.
3. Брелок-дозиметр Atom Mini2 с газоразрядным детектором СБМ-10.
Измерения проводили в микроРентгенах в час. Пороговые значения сигнализации выставили на уровне 20мкР/ч, чтобы фиксировать самые небольшие превышения естественной радиации.
Для простоты понимания текущей радиационной обстановки можно выделить три вида радиации.
Первый вид радиации - природная радиация.
Источники находятся в теле планеты и в космосе. Излучение приходит снизу от планеты и сверху из космоса.
Этот вид радиации существовал всегда.
Люди, животные и растения давно адаптировались к нему.
Природную радиацию мы встречали в Троицке повсеместно от 5 до 12мкР/ч. Это называется естественный радиационный фон. Иногда нам попадались граниты и мы наблюдали на своих дозиметрах однозначное повышение радиационного фона 45-50мкР/ч. Если не грызть гранит, и не жить на нем, ничего страшного не произойдет.
Обычно естественная радиация на экране дозиметра выглядит примерно как 10 мкР/ч или 0,10мкЗв/ч. Эта размерность называется - мощность дозы. Рентгены в час или Зиверты в час.
В Троицке есть свой дежурный дозиметр. Табло с фоновым значением мощности дозы мы встретили за стеклом книжного магазина у фонтана на главной площади.
Несмотря на то, что рядом были гранитные ступени, это никак не влияло на показания табло.
Дело в том, что мощность дозы убывает как квадрат расстояния до источника излучения поэтому до датчика радиации этого табло практически ничего не долетает от гранитных ступеней.
Второй вид радиации - кабинетно-лабораторно-производственная радиация.
Источники - изотопы.
Специально добытые из недр радиоактивные материалы и искусственно созданные.
Они изучаются и используются в научных и промышленных масштабах.
Существует этот вид радиации больше ста лет. Люди сами себе напридумывали правил обращения с этим видом радиации и приборы, измеряющие её. Люди договорились между собой, что считать опасной/безопасной радиацией и в каких ситуациях так считать.
Есть негласная договоренность между людьми, что этот вид радиации существует в основном на территории спец объектов. А то, что оттуда вырвалось наружу можно считать незначительным.
На спец объекте мы побываем в другой раз и всем желающим предложим повторить наш опыт. Но на самом деле мы искали не это.
Третий вид радиации - техногенная радиация.
Источники - изтопы.
Эти радиоактивные материалы раньше обитали только в кабинетах, лабораториях и на производствах. Но изотопы не захотели подчиняться правилам, о которых люди договорились только между собой.
Радиоактивные материалы за последние 70 лет испачкали планету чуть менее, чем полностью за счет военных ядерных испытаний, промышленных ядерных взрывов и ядерных катастроф.
Иногда территорию, испачканную радиоактивными материалами, называют следами или пятнами.
Близко ли к нашим жилищам и к нашей пище расположены эти пятна? Вот на такой вопрос хотелось бы получить ответ, прогуливаясь с дозиметрами по Троицку.
Наше путешествие началось с нового микрорайона на ул. Солнечная.
На территории микрорайона мы наблюдали в основном естественную радиацию.
Попытались обнаружить какие-то намёки на активность продуктов распада радона около голых земляных склонов, но тщетно.
Мы обнаружили бетонный цоколь здания, который показывал мощность дозы чуть выше фона, скорее всего, из-за гравия внутри. Чуть выше фона были показания мощения дорожек.
Несколько гранитных камней с характерными показаниями мощности дозы мы нашли на мощении прудика с мостиком.
Затем мы перешли в лес рядом с микрорайоном. Забирались на большие снеговые кучи. На кучах снега наблюдали снижение мощности дозы, потому что снег экранирует излучение от земли.
В лесу дозиметр с газоразрядным датчиком вёл себя чуть активнее и периодически фиксировал интересные одиночные всплески, которые, в прочем, не давали существенный вклад в усреднённые измерения.
Забавный опыт провели около гаражей там же. Мы нашли «бутерброд» из двух старых бетонных плит. Когда мы положили между ними дозиметр, его показания даже несколько снизились. Это значит, что бетон неплохо экранирует естественное излучение, а гравий в этом бетоне практически ничего не добавил к естественному фону.
Вдоль гаражей, около куч со всяким хламом ничего интересного не было найдено. Разве что дозиметр с газоразрядным датчиком периодически фиксировал одиночные интересные события. Скорее всего, это могли быть одиночные высокоэнергетичные «частицы», к которым у данного вида датчика бОльшая чувствительность.
Далее мы отправились на поляну вокруг надписи Троицк. Здесь мы наблюдали исключительно естественный фон. Вдоль бордюра тоже ничего интересного обнаружено не было.
Прошли к комплексу гаражей в два этажа. По дороге к гаражам мы пересекали узкую полоску свежего чернозема под газон. В этот момент и газоразрядный дозиметр, и дозиметр со сцинтиллятором одинаково отреагировали небольшим всплеском.
На территории гаражей не нашли ничего примечательного, было местечко с повышенным уровнем мощности дозы. Скорее всего, это была реакция на ступеньки около забора «такого-то института». Плюс около забора можно было наблюдать небольшие всплески газоразрядного датчика. Возможно, это был отклик всего лишь на ступеньки.
Возвращаясь обратно, проверили ещё раз реакцию дозиметров на узкую полоску чернозема. Реакция повторилась и продолжалась пока мы шли вдоль этой полоски.
Не знаем, чем могла быть вызвана небольшая активность в этом месте.
Скорее всего, это как-то связано либо с черноземом, либо со следом, который мог оставить проходящий мимо транспорт. В этом месте автомобили двигаются по кривой и с них вполне могло что-то падать или сыпаться в этом направлении.
Мы не могли не побывать около памятника МНСу. Гранитные плиты куба привычно показали значение мощности дозы несколько выше фона.
Интереснее было на полигоне, куда свозят грунт. Здесь однозначно было зафиксирована чуть бОльшая активность и свежих земляных отвалов и отвалов, уже поросших травой.
Судя по составу грунта, скорее всего это была в основном глина. Сложно сказать, что являлось источником радиации в этом случае. Возможно, частично мы фиксировали продукты распада радона. Возможно, так мог проявлять себя торий.
По дороге с полигона открыли для себя прекрасную столовую, где кормят просто на убой. В столовой пол выложен керамо-гранитной плиткой, на что наши дозиметры дружно отреагировали. Конечно, не так сильно, как на гранитные плиты около фонтана на центральной площади.
На территории Дома отдыха мы побывали около постамента памятника «не знаю кому». Повышенный фон показало гранитное основание. Больше ничего подозрительного не нашли и даже газоразрядный дозиметр не показывал никаких всплесков.
Далее отправились к реке. Ничего, кроме естественного фона мы не обнаружили. Беседки тоже чисты. Интересный эксперимент провели на мосту. Над толщей воды на середине водоёма дозиметры с разными детекторами стали показывать разные значения. Вода экранировала излучение от земли и основной вклад в мощность дозы, скорее всего, вносили высокоэнергетичные частицы, которые прорывались из космоса. Газоразрядный датчик более чувствителен к таким частицам, поэтому показывал значение мощности дозы больше. А сцинтилляционный детектор менее чувствителен к таким частицам, поэтому показывал значение мощности дозы меньше.
В течение всего путешествия дозиметр со сцинтилляционным детектором писал на карту в смартфоне трек мощности дозы. Эти точки радиационной активности из смартфона мы экспортировали в гуглмепс и теперь на них можно посмотреть здесь…
Конечно, дозиметры не позволяют обнаруживать объекты с небольшой активностью, которые могут представлять из себя пятна и следы от радиоактивных осадков.
Эти следы не могут не быть у нас под ногами, но для такого анализа нужны совсем другие приборы, которые называются гамма-спектрометры.
В процессе нашего путешествия мы отметили для себя некоторые места, где можно было бы взять на пробу грунт и растения, чтобы позже или сразу на месте проанализировать их изотопный состав на гамма-спектрометре Atom Spectra. Мы сделаем это в следующий раз.
Финиш.
Карта маршрута записанная смартфоном: PS:
Используемые дозиметры:
1. Дозиметр радиации Atom Simple c газоразрядным датчиком СБМ-20. Карманный комплекс для выборочного контроля радиационной обстановки и продуктов питания. Соединяется со смартфоном/планшетом кабелем-пружинкой через аудио разъем, использует смартфон в качестве монитора и средства фиксации данных на карте. Корпус зеленого цвета. Использовали для сигнализации измерений.
2. Bluetooth-дозиметр радиации Atom Fast со сцинтилляционным детектором в виде кристалла йодида цезия, активированного таллием. Карманный комплекс непрерывного радиационного контроля радиационной обстановки и продуктов питания. Соединяется со смартфоном/планшетом по каналу Bluetooth, использует смартфон в качестве монитора и архива данных: архив мощности дозы и архив меток радиационной активности на картах. Использовали для сигнализации и измерений.
В красном корпусе сцинтилляционный дозиметр Atom Fast с кристаллом размером 77100.
В черном корпусе сцинтилляционный дозиметр Atom Fast c кристаллом размером 8850.
3. Брелок-дозиметр радиации Atom Mini2 с газоразрядным датчиком СБМ-10. Автономный карманный сигнализатор и трекер мощности дозы ионизирующего излучения. Использовали для сигнализации.