О нашем выпускном и замечательных мастерах

Jun 24, 2016 14:59

В этом году у меня третий выпускной. Первый - свой собственный. На дворе стоял 1985 год, эпоха тотального дефицита. В город завезли итальянский шелк разных расцветок - красный, зеленый, синий - плотный, блестящий с одной стороны и матовый с другой. Мое платье было небесно-голубым. Почти все выпускницы Тольятти были в нарядах из этого шелка.
В родной 63-ей нам вручили аттестаты, здесь же был ужин - в школьной столовой, и дискотека на пару часов - в актовом зале. Потом все пошли на площадь. Поздний вечер. Накрапывал дождик. Толпился народ со всех школ. На ДК «Синтезкаучук» бегущий строкой транслировали фамилии золотых медалистов. На 600-тысячный Тольятти их было пять.
***
Второй выпускной - у моей старшей дочери Есении. Мы одурели от подготовки к ЕГЭ по литературе. Поскольку книги и Ася - вещи малосовместимые, засыпаем мы от них - программные произведения мы постигали через фильмы. Я тихо возненавидела «Тихий Дон», и еще больше «Анну Каренину», которую мы смотрели в нескольких вариантах - с Татьяной Самойловой, Татьяной Друбич и Кирой Найтли.
Сдали мы это дело аж на 35 (кто в курсе, тот поймет) что значит 35 из 100, и к выпускному пребывали в отходняке. Платье было куплено через Интернет - единственное, которое моей дочери понравилось после долгого пролистывания сайтов. Но нюанс в том, что после экзаменов она из него «выпадала». Была уже настолько тощей, что мне казалось - она выпадет даже не через ворот, а через рукава. Поэтому через Интернет же, через Ярмарку мастеров мы купили корсетный черный пояс, выложенный стразами.
Ну и как всегда - «як бидному жениться- так ночь мала»….Приходим минута в минуту в парикмахерскую - оказывается, мастер Лена наша куда-то переехала, и с концами. Счастье, что девушка, которая теперь тут обреталась - была свободна и за час смастерила Аське высокую прическу.


С собой у нас было «маленькое черное платье», Маринкино, чтобы не испортить случайно в ресторане парадное, розовое. Запомнились еще туфли. Они были куплены точь-в- точь под цвет платья и имели каблуки, лишь немного уступающие ходулям. Ася проковыляла в них в парадном строю по площади, а потом там же, на площади переобувалась в шлепки.
Привез Аську на рассвете - небо уже синело, и захлебывались соловьи - директор школы, молодой, добрый Анатолий Юрьевич, который не на словах, а на деле нес ответственность за каждого ребенка, и не пожелавших идти на Волгу встречать рассвет - развозил по домам на своей машине.
Аська был лихорадочно-взбудоражена, вместо высокой прически - локоны по плечам, и на последней фотографии, сделанной спросонья - смотрится этакой вамп.


Настал черед младших. Учились они так, что я ходила и подвывала: «Господи, когда же настанет 8 июня, и все это кончится?!» Когда мы будем нормально спать? От заката до рассвета, и от рассвета до заката они все учили, учили, учили…
Теперь лирическое отступление в сторону моей любимой Ярмарки Мастеров.
К моменту, когда девочки заканчивали школу, мне требовалось сделать два заказа.
Первый - подарок Наталье Николаевне Арисовой - которая не просто педагог. Мои девочки, все трое - влюбились в нее и как в предметника, и как в человека. Но это тема для отдельного разговора. Скажу только, что занималась она с моими - и не только с моими ребятами - дополнительно и в школе, и у себя дома - не взяв за это ни копейки. Учитель старой закалки, для которого дети и литература - это жизнь.
И тогда я поняла, что лучшим подарком для нее будет икона Артура и Марины. Крест - согласно народным суевериям - дарить нельзя: он у каждого свой.
Можно - именную икону. И когда-то я зашла на сайт, который уже очень полюбила, на Ярмарку мастеров, чтобы подобрать именную икону. Нужна она мне была тоже для очень хорошего человека, для врача, который почти точь-в точь как Володя Устименко из знаменитой трилогии Германа, только Устименко был сперва комсомолец, потом коммунист, а Олег Викторович при той же самоотверженности в медицинском деле - человек верующий и считает, что в наличии Бога нельзя сомневаться.
Долго я смотрела иконы, они там, в основном, вышитые бисером. А потом вдруг вижу такие изящные, такие одухотворенные и совершенные работы, что даже сомневаться перестаю - лишь бы денег хватило. Резьба по дереву - и какая резьба! Впечатление, будто нашел сокровище.
И еще один момент. Сейчас люди не доверяют друг другу. Слишком часто обманывали нас в тех же 90-х. Часто и грубо. И у незнакомых я стараюсь покупать что-то наложенным платежом.
Дважды за всю жизнь я видела такое доверие у тех, кто продает свои работы. Один раз приглянулась статуэтка, я заказала. Продавец написал: «Я отправил. Упаковал очень надежно, не бойтесь. Когда получите, если понравится, то заплатите столько-то…»
Второй раз - Артур и Марина. Они написали, что сделают работу на заказ, вышлют фотографию готовой иконы, и если я одобрю -то тогда можно перечислить деньги.
Я заказывала у них три работы, и последняя была вообще как подарок. Артур и Марина поймут. А когда получаешь… Она живая, эта икона…Живое, теплое дерево… Изящнейший резной орнамент. Благословляющая рука святого, где выточен каждый пальчик. Глаза Богородицы будто смотрят на тебя… Ну непередаваемо… Кто-то мне говорил, что мало представляет себе деревянную икону. А я теперь представляю ее себе именно такой. Или в окладе - «чеканка по коже» - как делает Мухтарбек Кантемиров.
Три иконы - святого Олега, архиепископа Луки Войно-Ясенецкого и Казанской иконы Божьей Матери. Три иконы. Три произведения искусства.






Потом были платья.
Ну насмотрелась я на предыдущих выпускных, где работала журналистом, на юных девушек, одетых в стиле взрослых див. Вечерние платья, косметики так много, что лицо кажется уже маской. Тут уже не 18 лет, тут все 25 дашь…
Младшим своим я подбирала наряды с зимы. Листала и листала в интернете страницы с картинками. Самая женственная мода была в 50-х… Когда показывают в художественных фильмах выпускные вечера тех лет - какие девчонки там трогательно юные, свежие, прекрасные…
И вот на той же Ярмарке я запросила в поиске «платья в стиле 50-х». И почти сразу вышла на страницу Анны.
Анна филолог. Живет в Нижнем Новгороде. Сама молодая-красивая, и лучше всех продемонстрирует свои платья, и захочешь, чтобы они на тебе смотрелись так же как на ней.
А платья - не побоюсь в статье сленга - о-бал-ден-ные….Те самые, как из кино. И еще - с Анной сразу начинаешь очень непринужденно, по-дружески общаться. Ей интересен не только заказ, но и -по-человечески- сам клиент. И я ей начала рассказывать в письмах, что у меня двойняшки, что выпускной - это (как говорил мой знакомый немец, сильно выделяя букву «р») «карраул, кошмаррр, катастррофа»
-Как интересно, что у вас две девочки! - тут же откликнулась Анна.
Она объезжала магазины, выбирая самое красивое кружево, и фотографировала образцы на телефон, чтобы тут же отослать их мне. Она требовала самых точных мерок, и советовалась по поводу оттенка подкладки… Платья Анна сшила очень-очень быстро, и так трогательно было, как она их прислала… каждое - в нарядном пакете, со сказочным цветком из золотой ленточки и запиской : «Это Ваш наряд, принцесса!»
И вот вчера из моих рук реально начали появляться принцессы… Пришли девчата из парикмахерской, обрушили на себя платья - голубое и розовое, в пене кружев, застегнули на шейках сверкающие колье, надели туфли на каблуках… И встали передо мной сказочные героини - куда там Дисней…






А фотографии рассвета над Волгой, который встречали выпускники - еще за нами. Еще перебросим с телефона.

Спасибо вам - Артур, Марина, Анна - спасибо от меня и от девочек - за наш состоявшийся праздник
Previous post
Up