District 9 - назидательная петрушка

Sep 10, 2009 11:12

Похоже, кое-кто считает, что кинофантастика существует вне законов логики, предоставляя воображению режиссёра абсолютную свободу. Я же уверен - в этом жанре правдоподобность решительно необходима. То есть, зритель должен поверить, что всё могло быть именно так. Для примера: космические агрессоры из романа Герберта Уэллса «Война миров» вполне убедительно оказывались беспомощными перед земным вирусом, однако, стоило Спилбергу внести свои небольшие коррективы, как убедительность волшебным образом испарилась.

«Район №9» вызывает слишком много вопросов. Почему инопланетян загнали в трущобы? Просто вскрыли корабль, будто консервную банку и вытряхнули содержимое на землю. Тут прослеживаются явные признаки грубейшего притягивания сюжета за уши к транслируемой морали. Главное чтобы кино назидало как следует, а остальное приложится. Между тем, известно, что любые космические аппараты тщательнейшим образом стерилизуются. Когда же речь идёт о внеземной жизни, в такое наплевательство поверить ну никак не удаётся. Почему несчастных пришельцев не оставили на корабле, снабдив продовольствием? Почему не договорились, не начали сотрудничество? Почему ООН молчит? Люди, ау, ИНОПЛАНЕТЯНЕ ПРИЛЕТЕЛИ!.. Как в гетто оказалось такое количество их оружия? Мировое сообщество не допустило бы этого ни при каких обстоятельствах. Почему оружие идеально ложится в человеческую руку, хотя у тех, для кого оно предназначено, огромные когтистые трёхпалые лапищи?.. И так далее.

Но есть и вопросы, имеющие вполне очевидный ответ. Например: для чего «моллюскам» такие большие, выразительные глаза?.. Разумеется, для того, чтобы вызвать сочувствие у зрителя. Ведь, если в инопланетянах нет ничего нам близкого и понятного, то какое уж тут сострадание, правда? Будь они хоть трижды разумными сгустками зловонной слизи, морализаторское кино явно бы не сложилось. Хотя, по-моему, это было бы куда интереснее.

Как водится, рука об руку с хромой логикой ковыляет актёрская фальшь. Много лишней суеты, апломба, всё наигранно и напоказ. Довершают картину невыносимо пафосные нанайские песнопения, тыкающие зрителя носом в особливо проникновенные моменты. А ведь гиперреализм не терпит малейшей неправды. Для меня апофеозом вульгарности была сцена, в которой Кристофер Джонсон, увидев мёртвого соплеменника (не насмотрелся он такого в трущобах?), впадает в ступор под шквальным огнём противника... и только истошный крик Викуса «Подумай о сыне!» возвращает его к реальности. На этом мои фальшь-детекторы просто захлебнулись.

Previous post Next post
Up