Официально: 5-я Регата судов на воздушной подушке (СВП) "ВолгаХоверШоу-2013" прошла в Нижнем Новгороде 30 мата 2013 года.
Неофициально.
В условиях огромного дефицита всякого рода технических мероприятий в Нижнем Новгороде даже этот небольшой междусобойчик любителей воздушных подушек показался мне неплохим времяпрепровождением выходного дня. Компания Логопром, организующая все это действие, без сомнения, заслуживает благодарности. Она пытается сделать Нижний Новгород своего рода центром воздушно-подушечного движняка. Учитывая нижегородскую инженерную и судостроительную историю, по-моему, это очень полезное и правильное начинание с кучей положительных последствий для всего города в случае успеха.
Почему 5-й год регата подушек не привлекает широкого внимания как владельцев подушек, так и зрителей, бизнесменов, журналистов - мне непонятно. За сим позвольте и мне внести свой небольшой вклад в деле популяризации этого мероприятия.
0.
1. Традиционно местом проведения регаты выбирается акватория реки Волги у Нижне-Волжской набережной. Отсюда открывается речной вид на нижегородский кремль и прочие достопримечательности. Более того, Солнце, проходящее по южной части небосвода, прекрасно способствует получению художественных фотографий в контровом свете на фоне достопримечательностей. Организаторы прекрасно об этом знают. Поэтому организуют выезд блогеров и журналистов на левый берег Волги на Хивусе (большая желтая подушка на фото слева), чтобы те поснимали его красиво и попиарили мероприятие. Такой подход очень радует.
2. Несмотря на аккредитацию, места в этом "гусе" мне не хватило. Протокольные съемки его с левого берега смотрите у других блогеров. Мы же поговорим на отвлеченные темы.
3. Итак, почему именно русские должны с особым трепетом относится к такой спецефической технике. Все просто, потому что фактически мы изобрели ее. Идею движения на воздушной подушке в 1927 году описал и теоретически разработал в своей книге «Сопротивление воздуха и скорый поезд» Циолковский К. Э. И уже в том же году эти идеи начал практически исследовать и применять Левков В. И. - специалист по аэродинамике Донского политехнического института. Хотя попытки построить нечно похожее на СВП были и в 1890-хх, и в 1850-хх и даже в 1716-м году шведами (хотя тогда, на мускульной силе, это было невозможно, без двигателей-то).
4. Через 7 лет в 1934 году Левков начал испытания первого в мире судна на воздушной подушке -- катера Л-1. Разработками Левкова заинтересовался А. Н. Туполев и Левков был переведен на работу в Москву. Следующий проект 8-тонного катера Л-5 был уже военизированным образцом готового десантного корабля и имел помещения для десанта и торпед. Само-собой, все было засекречено. Блестящий дюралюминиевый корпус катера, авиационные двигатели, возможность зависать на месте, разворачиваться на месте, двигаться в любую сторону и развивать немыслемую для судов скорость в 130 км/ч - в 1930-хх все это производило сильное впечатление на командование.
5. Перед войной испытывались СВП массой в 15 и 30 тонн. Несмотря на очевидные достонства при военном использовании: возможность выхода на берег, передвижения по льду, над льдинами, над траншеями, большую скорость и т.п., доработать, доиспытать и запустить эти суда не успели. После войны все готовые образцы СВП Левакова были уничтожены.
6. После войны Левков почти не занимался СВП, хотя курировал проекты своих последователей. Из-за секретности проектов советских инженеров в этом направлении миру мало известно о нашем первенстве в этом. Зато после патентов и испытаний английского инженера Кристофера Коккерела в 1950-хх годах подушечное движение начинается в Европе, а следом во всем мире. Разрабатываются новые виды ограждающих юбок, новые виды нагнетателей, новые способы организации движения воздуха в подушке и т.п.
7. Тем временем в СССР строят СВП "Нева" -пассажирское судно вместимостью 38 человек и скоростью 60 км/ч. В 1960-хх инициативу подхватывает наш родной завод "Красное Сормово". Здесь строят маленький 5-местный катер "Радуга" и гигантский 50-местный "Сормович" с газотурбинными двигателями. "Сормович" развивал скорость до 100 км/ч. В конце 1960-хх при поддержке Волжского речного пароходства он был поставлен на экспериментальный маршрут Горький-Чебоксары, протяженностью 274 км по Волге и за 1971-72 года обслужило 6000 пассажиров. Продолжение этой нижегородской истории мне найти не удалось. (К этому времени в г. Горьком Ростислав Алексеев уже разрабатывал пассажирские экранопланы, не говоря уже о пассажирских судах на подводных крыльях, которые появились на регулярных рейсах 10-ю годами раньше. Но даже суда на подводных крыльях и экранопланы, являясь гораздо более перспективными транспортными средствами, чем подушки, не смогли завоевать себе хоть какое-то значимое место в транспортном мире)
Военное проектирование и строительство СВП в СССР и России за последние 30 лет тоже имеет богатую историю. Но о них изучайте самостоятельно. :)
8.
Однако, горьковские проекты были довольно скромны. В Европе с 1968 г. началась эксплуатация СВП типа 5К4, вмещающих 254 пассажира и 30 легковых автомашин. Курьировали они через пролив Ла-Манш. В 1977 году французы ввели в строй 400-местное СВП типа «Навиплан 500». Но одним из самых больших судов на воздушной подушке стал «The Princess Margaret» SRN-4 вместимостью 454 пассажира, и 54 автомобиля, эксплуатация которого прекращена в 2000-м году.
9. Как оказалось, в интернете, особенно англоязычном, можно найти огромное количество информации по покупке-продаже подушек разных конструкций от 1-местных маленьких катерков до больших. Но вот информации о больших коммерческих подушках в разных странах мира найти не смог. В России, как я понимаю, не разрабатывают и не строят большие и сложные конструкции такой техники, ограничиваясь спасательно-охотничьими вариантами.
10. В Нижнем Новгороде есть одна большая проблема транспортной инфраструктуры -- это тотальная нехватка мостов над нашими реками и особенно с городом Бор, расположенным на левом берегу Волги. Транспортное пассажирское сообщение между двумя городами осуществляется СВП компании логопром. Подушки курсируют в очень удобном месте - между центрами двух городов. Однако, строительство канатной дороги и второго борского моста, похоже, сильно уменьшит востребованность подушек.
11. Как же передвигается судно на воздушной подушке? Тут все предельно просто. Вперед такой корабль толкает воздушный винт, установленный в задней части. (хотя это может быть не винт, а реактивный двигатель). Чтобы убрать сопротивление от трения земли, воды, льда подушка приподнимается над поверхностью на слое сжатого воздуха, который загоняется под юбку разными способами и равномерно выходит из-под нее по периметру.
12. Первые подушки имели жесткую юбку, но чтобы преодолевать препятствия в виде льдин, бревен, высоких волн, выезжать на берег стали использовать мягкие юбки. Однако подушки не могут подниматься высоко, так как это связано с необходимостью огромного увеличения мощности. В конструкциях пространства внутри юбок, а также способов нагнетания воздуха под юбку существует множество вариаций. В России сейчас прижился еще один способ устройства нижней части - скеговый. Скеги - это надувные продольные борта, как у резиновой лодки, на которых стоит аппарат. Он может скольхить на них по льду и держаться за счет них на плаву, если давления воздуха подушки недостаточно, но они ограничивают высоту преодолеваемых препятствий, например торчащих обломков льдин.
13. У судов на воздушной подушке есть ряд преимуществ перед любым другим видом транспорта. Основное, это конечно, возможность перемещения по труднопроходимой местности: болота, мелкие реки, песок, вода, лед, причем с большой скоростью. Поэтому такие суда находят применение в спасательных мероприятиях, а так же у охотников и рыболовов. Для использования в коммерческих целях СВП имеют один основной недостаток - огромный расход топлива, необходимый для обеспечения работы двигателей-нагнетателей.
14. Теоретически, небольшая подушка может ехать по асфальтированной дороге. Но практически это едва ли возможно: материал юбки повреждается при трении об асфальт, а управление подушкой таково, что ей сложно держать строго прямолинейный курс и фиксированное положение при остановке, и при поворотах ее сильно сносит в разные стороны. Есть проблемы и с движением по наклонной поверхности. К тому же подушки невероятно шумные. Поэтому заменой автомобилю подушка стать не может.
16. Тем временем подушки готовятся к старту для гонки по кольцу. Это гонки на скорость, но чисто формальные: классы подушек совершенно разные. Надо проехать 5 кругов примерно по 10-11 км. Хивус в этой гонке не участвует.
17. Понеслось.
18.
19. У следственного комитета довольно изящная подушка, на мой вкус. )
20. Я болел за эту самую медленную подушку. Но она самая красивая. Ниже будут фотки с ней.
21. Эта подушка оказалась самой быстроходной. На заднем плане - аэросани.
22. Кстати об аэросанях. Это абсолютно другой вид транспорта, нежели СВП. У них нет никакой воздушной подушки, они просто скользят по льду, как обычные санки, движимые воздушным винтом. Поскольку в аэросанях, в отличие от подушек, присутствует трение о лед, у них гигантского размера вентилятор в задней части.
24.
26.
27. Приятный салон, огромные подъемные двери...
28. А вот та надувная подушка, которая летает медленнее всех, но зато проста и красива. Воздух в подушку нагнетается небольшим мотором спереди.
29. Она напоминает какой-то родстер, деревянный винт восхищает. ) У нее велосипедный руль, который вращает втулку с 2-тросиками, приводящими в движение воздушные рули на винте.
30. А это младший брат верхней подушке. Его конструкция еще проще, но тоже красива. Управляется она поворотом движущего винта полностью. Кабины нет, пилот сидит верхом на надувном балоне.
31. Двигатель и винт у нее сняты с параплана, или куплены за 3-4 т.р. Поворот двигателя с винтом осуществляется просто движением штанги вперед-назад. Это довольно неинтуитивно: чтобы поехать вправо, надо вытянуть штангу вперед, влево - назад. На упражнении "змейка" приходится попотеть. Газ на двигатель подается поворотом этой же штанги (как ручка на мотоцикле). Как тормозят такие СВП? Просто стравливают воздух из подушки, садятся на "брюхо" и двигаются на нем до остановки.
34. Транспортная прокуратура и мчс запретили зрителям выходить на лед. Но как иначе смотреть такую выставку.
36.
37. Аэросани.
38.
Кое-какой дополнительный материал:
Видео на сайте "попмеханики"Подробности про ЛевковаЕще инфа про подушки