Я, снова я и творчество

Aug 27, 2014 23:12

Читаю сейчас книгу Твайлы Тарп, посвященную творчеству. И там есть задание: необходимо ответить на ряд вопросов о своей творческой жизни. Я решила эти ответы записать и оформить в некое подобие эссе :) Пусть будет у меня в журнале, чтобы не потерялось. Интересно будет понаблюдать, что и как изменится со временем.

Если говорить о первом творческом моменте в моей жизни, то я сразу же вспоминаю, как я видела мир ребенком. Прежде всего, я видела и чувствовала многое, чего не видели и не чувствовали другие. И мне хотелось как-то передать то прекрасное, что никто не мог уловить, поэтому я рисовала на больших ватманах гуашью целые сказочные миры, в которых судьбы разных земных существ переплетались причудливыми ниточками и дорожками, и на этих дорожках им помогали существа неземные. Мои детские картины видели бабушка с дедушкой, тетя и мама. Насколько я помню, они были кому-то раздарены, и на память ничего не осталось.

Читать я стала очень рано, года в два, к четырем могла писать кое-что корявенько и просто. Как-то бабушка меня взяла с собой на работу, мне дали ручку и бумагу, чтобы я порисовала. А я написала сказку про зайчика. Меня удивляло и смущало, что взрослые передавали друг другу мою сказку и говорили, какая я молодец, хотя я прекрасно понимала, что я не умею еще хорошо и по-взрослому писать, и хотела поскорее вырасти, чтобы писать что-то действительно важное и стоящее. Как видите, до сих пор пишу. Чего-то реально стоящего еще не написала, но верю, что все впереди.

А лет в шесть я стала писать стихотворения. У меня под это дело был специальный блокнотик. Я помню, что писала про осень, про маму, про ослика, про детство. И на каком-то семейном празднике кто-то из маминых гостей взял почитать и забрал себе с концами мой блокнот. Меня это тогда жутко расстроило.

В разные периоды жизни у меня были разные взаимоотношения с творчеством. Мозг неустанно генерировал все новые и новые безумные идеи. Самой безумной и самой лучшей идеей в моей жизни с детства была идея придумать какой-то интересный способ помогать людям: что-то, что могло быть таким же приятным, как хобби, но в то же время могло помочь человеку узнать что-то глубокое о себе, помочь качественно изменить свою жизнь. Ребенком я изобретала способ рисования, при котором бы размягчалось черствое сердце :) Когда я стала взрослой тетей и познакомилась с методами арт-терапии, я не без удивления узнала, что ее изобрели задолго до меня. Но я не теряю надежды внести что-то хорошее от себя в эту удивительную сферу.

Пока мне кажется, что это было лучшее из всего того, что приходило мне в голову. В конце концов, зародившись во мне в глубоком детстве, эта идея помогла мне пройти через все трудности, по пути превратившись в мечту. И сейчас эта мечта реализуется. Что может быть круче?

В то же время, если спрашивать меня, что было самой глупой затеей в моей жизни, я бы ответила то же самое. Потому что со стороны это звучит как глупость: я хочу помогать людям и найду для этого самый интересный и необычный способ. Я хочу, чтобы люди перестали жить в страхе. И я сделаю все возможное, чтобы в этом мире было меньше страха. Фантастика, да? Но я же верю в единорогов. И какой бы смелой фантазией ни было вот это спасение мира, это тоже помогает мне жить и двигаться вперед. Можно, наверное, придумать себе какие-то другие причины жить, но почему-то другие меня не устраивают. И каждый раз, когда я задаю себе вопрос о том, зачем я живу и что после себя оставлю, мне даже ничего другого не приходит на ум :) Думаю, что в этой идее и состоит вся суть моих творческих амбиций. Творческая энергия - это и есть та энергия, которая спасает нас от самого страшного страха - страха смерти.

Я бы не сказала, что у меня получается в полной мере реализовывать свои творческие амбиции. Я постоянно натыкаюсь внутри себя на мысли о том, что это глупая и бесполезная затея - помогать людям. Что это ни к чему не приведет. Что это бесполезно, никому не нужно, потому что люди - существа зачастую неблагодарные. И не стоит рассчитывать, что твоя великая идея будет встречена ими с таким же восторгом и трепетом, с каким она бьется в твоем сердце.

Если в целом говорить о творческом замысле, то есть ряд жизненно важных шагов, которые необходимо делать, чтобы прийти к реализации. Прежде всего, важно помнить, кто ты, где ты, куда ты идешь. И важно идти. Творческая идея, творческий замысел - это как твой свет в конце тоннеля, и нужно изо всех сил идти на него, даже когда совсем нет сил. Важно верить в свой замысел и понимать, кому и зачем это нужно, что это может дать тебе или людям. А еще не нужно стесняться своего замысла. Нужно уметь говорить о нем уверенно, но не фанатично, заразительно, но не занудно.

Считаю, что творчество невозможно без дисциплины. Каждый свой день я начинаю с улыбки, с пробежки и зарядки. Иногда люблю сварить себе кофе в турке, предварительно перемолов кофейные зерна в кофемолке. Это просто-таки магический ритуал, и я искренне не понимаю прелести растворимого кофе. Еще я привыкла, что в моей жизни присутствует спорт - я стараюсь как можно больше свободного времени проводить активно.

У меня есть много хороших и не очень хороших привычек. Из хороших я назвала бы привычку постоянно узнавать что-то новое и учиться. Из не очень - привычку замыкаться в себе, молчать, когда я чувствую себя не слишком хорошо или не знаю, что мне делать. Я думаю, что эта привычка у меня шаблонная, и я пока не понимаю, как с ней быть. Вообще у меня уже почти получается извлекать плюсы из многих ситуаций, из которых раньше я выносила только негатив. Еще я приучаю себя не забывать думать о себе, так как много думаю о других, и это тоже получается у меня уже гораздо лучше.

Когда я вспоминаю о своих первых удачных творческих актах, то на ум сразу приходит проект Next Level Project, для которого я составила программу сценического мастерства для танцоров. Мало было ее написать - нужно было ее провести! Конечно, спустя годы видно много недочетов, которые были сделаны, но я тогда действительно вложила много творческой энергии, много себя, частичку своей души в тот курс и смогла что-то дать людям как педагог. Еще вспоминается трехдневный арт-терапевтический тренинг по гармонии, в который я серьезно и глубоко вложилась творчески, пока формировала программу, и постаралась провести его с максимальной отдачей. Не смотря на все казусы и недочеты, для меня это действительно удачные творческие акты. Даже в некотором роде успешные. Если сравнивать их, то первый опыт откликается во мне с большей теплотой, потому что проект мы делали с дорогими друзьями, которые к тому же верили в меня, и мне было совершенно не страшно реализовывать даже очень смелые вещи. Во втором случае я работала с заказчиком, и это заметно ограничивало мои творческие амбиции.

Мое отношение к деньгам... Очень странное. Где-то внутри я очень хорошо понимаю, что хочу и могу зарабатывать много денег. Для меня много - это когда хватает удовлетворять свои материальные нужды, помогать родителям и заниматься благотворительностью. Я люблю деньги. Я люблю их тратить. Но иногда чувствую, как буквально сама себе перекрываю денежный кислород тем, что не верю в себя, что мне не достает в чувстве собственного достоинства. С властью все как-то сложнее. Я не люблю и не хочу властвовать над людьми, но в то же время у меня есть тенденция к укреплению своего авторитета. Кстати, не во всех кругах. Власть меня интересует скорее только в аспекте лидерства, но в моем понимании лидер не является властителем. Это тот, кто вдохновляет и ведет за собой. То же самое и со славой. Иногда мне нравится, когда мне уделяют внимание, но я от него довольно быстро устаю, и мне не нужно его в большом количестве. Слава меня тоже интересует в аспекте лидерства, и я это воспринимаю скорее как некий положительный фон вокруг меня.

Что касается соперничества, то я это не очень люблю. Бывает интересно с кем-то в чем-то потягаться, потому что это развивает тебя. Но я убеждена, что самый главный соперник человека - это он сам, и самых крутых результатов можно добиться, побеждая себя. Ну а если появляются соперники, которые ставят палки в колеса, то я просто продолжаю делать то, что делаю. Мне неинтересно бороться с тем, что люди пытаются мне насадить. О себе я и так знаю. Поэтому обычно предоставляю возможность своим «соперникам» побороться с ветряными мельницами, отступая и наблюдая со стороны. Кстати, часто это помогает победить, потому что люди в этой мнимой борьбе просто сжирают сами себя.

К труду я отношусь уважительно и считаю себя трудолюбивым человеком. Не выношу безделья и поддерживаю мысль о том, что большинство проблем человека - именно от безделья. Когда ничего не делаешь или создаешь иллюзию того, что что-то делаешь, у тебя всегда есть время придумать миллион оправданий своему бездействию и назначить толпу людей виновными в твоем печальном положении. Так что да, непрестанный труд спасает человека от превращения в животное. Что касается игры, то я отношусь к ней положительно, если это честная игра. Интриги, выносы мозга и подковерные поползновения меня не интересуют - как только я распознаю что-то подобное, то обычно спокойно выхожу из игры, позволяя людям играть свои партии. Могу участвовать в таких играх только в качестве наблюдателя.

Меня восхищают и вдохновляют многие деятели искусства. Но прежде всего это те люди, которых я знаю лично. Танцоры и хореографы, художники и певцы, журналисты и дизайнеры - среди моих знакомых и друзей есть невероятно талантливые люди. Если вы это читаете, вы талантливый деятель искусства и я знакома с вами лично, то этот абзац о вас. Все вы являетесь для меня прекрасным примером того, как может творческая энергия трансформироваться в нечто уникальное, в какой-то объект творчества, который затронет сердца многих и многих людей. Я бы также хотела здесь сказать о людях, чья творческая энергия реализуется не только в искусстве - все, кто горит своим делом, оставляя что-то важное, тоже достойны искреннего восхищения и уважения. Мне повезло, что вокруг меня так много прекрасных людей, вкладывающих душу в то, что они делают. Это неиссякаемый источник вдохновения и мотивации. То, что меня объединяет с людьми, которыми я искренне восхищаюсь, это, на мой взгляд, желание сделать мир лучше. Посредством того, чем больше всего нравится заниматься.

У меня есть самая прекрасная муза для любых свершений, она такая одна. Но я принципиально не говорю об этом человеке. Муза, на мой взгляд, это кто-то, кто одним своим существованием напоминает тебе о том, что необходимо жить, творить, дарить прекрасное.

Когда я сталкиваюсь с превосходствующим умом или талантом, меня это восхищает. Конечно, не в тех случаях, когда человек мнит о себе фиг знает что или считает себя чуть ли ни богом - я верю только в светлые и простые таланты. А так мне сразу становится интересно, как человек к этому пришел, как добился мастерства, что он для этого делал, как себя преодолевал. Если я сталкиваюсь с глупостью в людях, то стараюсь относиться к этому с пониманием и найти какие-либо положительные качества в человеке. Враждебность в людях меня настораживает, но при встрече с враждебно настроенными людьми у меня как будто само по себе еще шире открывается сердце, и я как могу пытаюсь настроить позитивную волну в общении. Меня реально надо очень сильно достать и прямо мне досаждать, чтобы я почувствовала желание отшвырнуть человека от себя.

Несговорчивость в людях меня мало волнует, если мне надо добиться своей цели. Я уверена, что из любой ситуации есть выход, в котором обе стороны могут получить для себя выгоду, и необходимо эту выгоду отыскать и продать. Если человек сам по себе несговорчивый и у него просто такой принцип, то что с ним связываться? Что вызывает во мне больше всего негодования в людях, так это лень и безразличие. Люди ленивые, равнодушные по отношению к другим, поражают силой своего бездействия, которое буквально убивает жизнь в ее закономерном движении. Я верю, что каждый человек может победить и лень, и равнодушие, если захочет. Главное - задаться целью и действовать.

Когда я сталкиваюсь с препятствиями на пути к успеху, у меня возникает больший интерес в том, чтобы преодолеть препятствия. Все немного сложнее, когда препятствия есть у меня в голове - думаю, не нужно лишний раз объяснять, как это бывает. Страхи и внутренние вопросы о том, что же делать - все это мне хорошо знакомо, как и каждому человеку, но когда преодолеваешь их, это ж просто УХ! Я приучила себя идти вперед, что бы ни было на моем пути: стены, рвы или мозговые тараканы. Если возникает угроза поражения, то я твердо убеждена, что идти все равно надо до конца. Ну и что, что ничего не получилось - зато будет хорошее пополнение в багаже опыта. Хотя бы ради этого нужно дожимать. Можно потерять контроль над ситуацией, но не нужно терять лицо и достоинство.

В работе мне больше всего нравится достигать результатов. Процесс для меня не всегда может быть увлекательным, особенно если это что-то рутинное. Но иногда процесс создания чего-либо доставляет истинное удовольствие. Обычно это происходит, когда включается творческая энергия. И когда необходимо работать в команде и создавать что-то вместе. Когда я вижу результаты своей работы, во мне просыпается еще больше вдохновения, и я готова ставить новые цели и двигаться к ним. Иногда я, безусловно, чувствую, что мои желания превышают мои возможности. Мне во многом свойственен перфекционизм, и я могу поставить себе какие-нибудь недостижимые планки. И когда я их не достигаю, то это может выбить меня из колеи. Я учусь соизмерять свои желания и свои возможности, но точно знаю, что планировать нужно всегда чуточку больше, чуточку выше, чем, как тебе кажется, ты можешь. Иначе у тебя не будет никакого роста и азарта добиваться цели.

Мой идеал творческой деятельности заключается в непрестанном движении вперед, в непрерывной генерации прекрасных идей и воплощении их в жизнь, а эти идеи - они действительно делают мир лучше. Идеал творческой деятельности - созидание прекрасного. Мой же самый большой страх в жизни - не суметь саморелизоваться. Не суметь оставить после себя ничего важного. Как идеал, так и страх в равной степени могут реализоваться и стать реальностью. Правда, я выработала привычку идти прямо на свой страх, глядя ему в глаза, и преодолевать его, поэтому мне хотелось бы верить, что реализуется, конечно же, творческий идеал.

Думаю, что реализация своего творческого потенциала в том деле, которое ты больше всего любишь - это и есть мастерство. При этом, ежедневно выполняя свои ритуалы, выполняя каждый раз действия, необходимые для реализации творческого потенциала, ты оттачиваешь свое мастерство. Ну и, конечно, как обойтись без обучения? Другой Мастер может обучить тебя мастерству или же передать знания, которые помогут тебе самому этого мастерства достичь.

Моя самая большая мечта - это сделать мир светлее и лучше. Настолько, насколько я смогу.

арттерапия

Previous post Next post
Up