Иван Залесов и Никита Попов: до свидания, мальчики…

Jun 09, 2012 17:32


Известные истории фамилии большинства наших земляков, участвовавших в войне с Наполеоном, наперечет: генерал Скалон и майор Кисловский, полковник Казачковский... Еще две фамилии в журнале «Алтайский архивист» десять лет назад обнародовала Ольга Дударева, начальник отдела информации и публикации документов управления архивного дела. Читая дело №1213, встретил эти фамилии и я - это учившиеся в Горном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге за счет Колыванских заводов Иван Залесов и Никита Попов. Оба они при начале войны изъявили желание поступить в Санкт-Петербургское ополчение.



«…ученик Иван Залесов, по случаю объявленного им начальству корпуса желанию вступить в военную службу в настоящей войне (…) отправлен к г-ну Главному начальнику ополчения Санкт-Петербугского округа для помещения его, Залесова, в ополчению по его благорассмотрению» (л. 92).

«…унтер-шихтмейстер Никита Попов по изъявленному им желанию вступить в ополчение с дозволения г-на Министра финансов и Управляющего кабинетом отправлен департаментом Горных и Соляных дел 30 числа сентября сего 1812 года к Главному начальнику ополчения Санкт-Петербургского округа для помещения его, Попова, в помянутое ополчение». (л. 95).



Ни Иван Залесов, ни Никита Попов записок не оставили, зато о тех днях есть воспоминания другого петербургского ополченца, Рафаила Зотова, будущего драматурга и театроведа, а осенью 1812 года - сверстника наших земляков. Он ходил по тем же коридорам, что и они, видел то же, что и они, и тот же огонь горел в его молодом сердце.

«В это время явился манифест о составлении ополчения. Всё взволновалось, всё бросилось к оружию… - писал Зотов (его замечательные воспоминания читай по адресу  http://www.museum.ru/1812/Library/Zotov/part01.html). - В доме барона Раля открылись заседания Комитета ополчения. Все являлись туда с просьбами о принятии их в ряды этого воинства. В числе толпы желающих был и я, с великолепным своим знанием 14-го класса и с пылким воображением 16-летнего юноши, который шел с твердой уверенностью, что он поймает самого Наполеона».

Первые дружины ополчения выступили в поход в начале сентября, так что наши земляки Попов и Залесов шли уже на пополнение. Всего же Петербургское ополчение насчитывало 12 тысяч человек. Вместе с Новгородским ополчением они были отправлены в помощь прикрывавшему петербургское направление корпусу Витгенштейна, имевшего всего 18 тысяч солдат регулярного войска против шедшей на него 35-тысячной группировки Сен-Сира и Удино. Пришедшее 15 октября к театру боевых действий ополчение уже через три дня было брошено в бой за Полоцк.

Потери ополчения от боев и болезней были велики - уже к декабрю 1812 года в дружинах (полках) оставалось по 100-150 человек. В 1813 году к антинаполеоновской коалиции присоединились Швеция, Пруссия, Австрия. Царь решил беречь людей и в начале 1814 года Новгородское и Санкт-Петербургское ополчения были распущены по домам. 8 июня 1814 года своих воинов встречал Новгород, а 12-го -Санкт-Петербург. Встречали как героев: в Санкт-Петербурге, например, ополченцев встречали священники у Исаакиевского собора, а знамя ополчения после молебна было внесено в храм и оставлено на вечное хранение.

Потери ополченцев были немалые. Осенью 1812 года в  Петербургском ополчении состояло около 12 тысяч человек. Когда же в октябре 1814 года возглавлявший Комитет Петербургского ополчения генерал-лейтенант Буткевич подал список тех, кто претендует на медаль в память войны 1812 года, в списке было 7 тысяч фамилий.

Кисловский, история, 1812, Санкт-Петербургское ополчение, Колывано-Воскресенские заводы, Витгенштейн, Антон Скалон

Previous post Next post
Up