Идея построить храм в чест победы над нашествием Наполеона возникла у Александра Первого еще в декабре 1812 года. Манифестом 25 декабря 1812 года царь повелевал: «В сохранение вечной памяти того беспримерного учердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа».
Для нас события 1812 года - эпизод из учебника истории. Для современников же катастрофа, постигшая Великую Армию, была выше понимания человеческого. В июне Наполеон входит в Россию повелителем мира во главе невиданного для той эпохи войска, а уже через полгода, в декабре, его приметы, как приметы преступника, зачитывают русской армии, чтобы знали кого ловить среди толп замерзших и оборванных французов.
В манифесте от 31 декабря 1812 года Александр Первый писал: «Ныне с сердечной радостью и горячей к Богу благодарностью объявляем мы любезным нашим верноподданным, что событие превзошло и самую надежду нашу, и что объявленное нами при открытии войны сей выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли нашей. (…) Зрелище погибели войск его невероятно! Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главноначальствующего над войсками нашими знаменитого полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги; ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у всего храброго нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих. И так да познаем в великом деле сем промысел Божий. (…) Велик Господь наш Бог в милостях и во гневе своем!».
Как известно, сначала в конкурсе на строительство Храма Христа Спасителя победил архитектор Витберг, и даже строительство началось, но оказалось, что площадка выбрана неудачно, и в 1826 году новый царь - Николай Первый - повелел строительство прекратить.
В 1832 году началось строительство нового Храма Христа Спасителя - на участке, выбранном лично императором Николаем, по проекту архитектора Тона.
В те времена строили на века. Полы и стены делали из темно-зеленого лабрадора, из шокинского порфира, из итальянского мрамора, которого использовалось пять сортов. Стены облицовывались камнем.
Для нас же, жителей Алтая, интересно то, что порталы Храма украшали 12 яшмовых колонн, изготовленных на Алтае.
Документы по вывозу колонн хранятся в Алтайском госархиве. Колонны вывозились в Петербург по две штуки, на каждую перевозку заводилось дело. Их немало - дела №1596, №1832, №2378 и другие.
Колонны, каждая больше трех метров высотой, вырубались из ревневской яшмы, доставлялись до ближайшей реки и затем по реке - до перевалочного пункта, которым, как явствует из находящегося в деле №2378 письма Кабинета Его Императорского Величества в Канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства (л.1-1 об), был Екатеринбург, а «потом, от Шайтанской пристани, водою, на караване». Интересно, что приказчик Зотов, везший эту пару колонн, денег за работу не взял - «из усердия к пользе казны». Руководил перевозкой отряженный с заводов берггешворен Левашов. Колонны доставлены были в Петербург 18 августа. За «благополучный привоз» Левашев получил 200 рублей наградных. Награждены были и помощники: отдельщик Есаулов получил 50 рублей, Колыванской штатной горной команды унтер-офицер Белогорцев - 30, рядовые Лапин и Вяткин - по 10 рублей.
Вполне вероятно, при строительстве имелись виды и на другой вид яшмы - серофиолетовую, но Коргонская каменоломня, где таковую яшму до тех пор добывали, как раз исчерпала себя. Из Кабинета писали начальнику заводов Фролову: «… на Коргонских каменоломнях в минувшее лето, так же как и в прежние пять лет, при всем старании и усилии не отыскано кусков серофиолетовой яшмы потребной величины для цельных колонн, и не осталось по-видимому надежды на добычу оных. Неприятна такая неудача: жаль трудов, издержек и времени. Неужели нет надежды отыскать кусков хотя бы на составные колонны? (…) Желательно, однако, чтобы наставки были невелики» (письмо от 27 февраля 1819 года, л. 217).
Так как до революции внутреннее убранство храма фотографировалось крайне редко (встретилась лишь фотография алтаря), то отыскать изображение колонн удалось с немалым трудом, да и то - лишь на рисунке проекта. Колонны стояли по бокам порталов, по три штуки.
Имея это в виду, можно увидеть, что в нынешнем Храме Христа Спасителя на месте яшмовых колонн находится нечто непонятно, как бы даже не штукатуренное. (Вот здесь можно совершить виртуальное обозрение Храма внутри и снаружи
http://www.360pano.eu/xxc/. Видны и порталы с колоннами в их нынешнем виде).
Но куда же делись колонны? Храм разрушали без особого почтения. Каменные плиты шли на отделку метрополитена, дробились и употреблялись как щебенка. Пишут, будто что-то выкупила Элеонора Рузвельт, супруга тогдашнего президента США, и что-то было подарено (а скорее продано) Ватикану.
Однако как минимум четыре яшмовых алтайских колонны из двенадцати уцелели! В некоторых статьях пишут, что они стоят в зале ученого совета МГУ, но это ошибка. Краевед Александр Родионов уже довольно давно встретил эти колонны в Парадной приемной ректора МГУ.
- Я искал эти колонны, люди говорили, что они не пропали… - рассказывает Родионов. - Сначала был слух, что они в главном корпусе МГУ в актовом зале. Я попросил одного московского фотографа сходить туда. Он сходил и прислал мне открытку: «Колонны хорошие, но они из белого мрамора». А потом, в 1983 году, я поехал в Москву учиться. И подумал, что колонны скорее всего в здании на Воробьевых горах. Зашел, спрашиваю у ключницы (там старушки при ключах дежурили), нет ли музея - думал, что колонны могут быть в музее. Она говорит - нет. «А что вам там?». Я говорю: «Колонны ищу». А мимо идет молодой человек и спрашивает: «Колонны из Храма Христа?». То есть, они знали о них, и сейчас, думаю, знают. Он мне и показал, куда идти. Я упросил, мне открыли парадную приемную… Там четыре колонны. А где еще восемь, неизвестно. Надо смотреть по дачам, которые строились одновременно с МГУ. Очень даже можно найти наши колонны, особенно если это дачи бывших больших советских начальников…
Родионов же пояснил, что руководивший строительством граф Закревский остановился на 12 колоннах. Между тем, в каменоломне были уже готовы к отправке еще две. Им нашли применение - в православном храме в Варшаве (Польша тогда входила в состав Российской Империи).
- Однако во Вторую Мировую Варшаву разнесли в щепки, так что на то, что наши колонны целы, надежды мало… - говорит Александр Родионов.
В 30-е годы, после того, как храм был разрушен, на его месте планировали построить небывалых размеров Дворец Союзов, но в конце концов, в 1958 году, сделали только бассейн.
В новейшей истории он был возрожден и в Рождество 2000 года в восстановленном Храме Христа Спасителя состоялась первая служба.
- Когда начали восстанавливать, в Колывань на завод обращались какие-то грузины, посредники, спрашивали, можно ли сделать колонны из яшмы… - рассказывает Александр Родионов. - Но парадокс - то, что можно было в XIX веке, вручную, оказалось невозможно в XX веке, при механизации. Надо было добираться до коренного камня, а завод уже не был на это способен. Нельзя сказать, что это - следствие советского управления. Последний большой заказ пришел на фабрику в 1881 году - для храма Спаса на Крови в Петербурге, надо было сделать сень над тем квадратом мостовой, который был залит кровью Александр Второго. Сделали три попытки добыть камень, добыли, но уже не могли обработать. Отослали в Петербург заготовки. А сейчас шлифовальная фабрика в Колывани - и вовсе только название. Там склады, токарная мастерская, а камнерезного дела нет…