В 1812 году после начала военных действий в России был объявлен рекрутский набор в Центральных губерниях. Сибирским губерниям царский указ разрешал жертвовать вместо рекрут деньгами - по 2 тысячи рублей за человека. Это факт довольно широко известный.
Гораздо менее известно, что довольно скоро - осенью 1812 года - денежные пожертвования вместо рекрут были для Сибирских губерний отменены. В деле 1213 (Алтайский государственный архив, ф. 1, оп. 2) содержатся по этому поводу документы.
Первый из них - предписание Кабинета Его Императорского Величества от 11 октября 1812 года в Канцелярию Колывано-Воскресенского горного начальства о том, что «в следствие Высочайшего повеления сбор рекрутских денег в Сибирских губерниях (…) отменен. (…) Вместо же того должна она (Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства - прим. С.Т.) произвесть рекрутский набор с крестьян ея ведомства на основании Высочайшего Указа в 7 день прошлого августа последовавшего, чтобы отобранные рекруты обращены были (…) в пользу заводов; если же вместо поставки натурою внесены будут от желающих деньги, по две тысячи рублей от каждого, то все сии деньги имеет Канцелярия отослать в Казначейство уездное» (л. 85-85 об).
Предписывалось с 500 душ взять по 5 человек (л. 87 об). Это было немало - обычной нормой был 1 человек с 500 душ, но об этой норме, надо полагать, уже давно забыли. В статье «Вооружённые силы России перед войной 1812 года» (
http://topwar.ru/15136-vooruzhennye-sily-rossii-pered-voynoy-1812-goda-chast-2.html) приводятся данные, согласно которым уже в 1802 году брали по два человека с 500 душ, в 1805 году - по четыре человека, в 1806 году, кроме рекрутов, собрали больше 200 тысяч человек в ополчение, из которых около 190 тысяч так и остались в армии. В 1812 году было три рекрутских набора: в начале года по два человека с 500 душ, затем, сразу после начала войны - по 8 человек с 500 душ, и в ноябре еще один - также по 8 человек с 500 душ. Так что в объявленном по Сибири наборе 5 человек с 500 душ была все же некоторая льгота.
Примечательно, что даже при такой масштабной акции, государство учитывало нужды земледельцев (которые, в конечном счете, нужды государства): предписывалось набор начать по окончании полевых работ (с 1 ноября) и закончить до 1 января 1813 года.
Возможно, царь хотел сформировать некоторый резерв на перспективу - как на случай неблагоприятного развития событий, так и на случай благоприятного. Осенью 1812 года разгром Наполеона хоть и предчувствовался, но никто не мог сказать, каких усилий и жертв он потребует. Путь от Сибири до театра военных действий, прямо скажем, неблизкий - марш сибирских полков под командой Скалона к западным границам в 1808 году продолжался чуть не полгода. Однако тогда он проходил с большим количеством «растахов» (отдыхов) по одному-два дня. Так что в случае необходимости этот срок наверняка мог быть сокращен как минимум на треть.
Отметим, что хотя война глотала людей, не поперхиваясь (известно, что выйдя из Тарутино в октябре числом в 100 тысяч человек, русская армия к концу ноября имела в рядах уже всего 20 тысяч человек), Александр вовсе не был намерен заваливать дорогу к Парижу русскими трупами и явно не считал, что вклад в победу оценивается количеством угробленного за нее народа - сразу после вступления в антинаполеоновскую коалицию Пруссии и Австрии начался роспуск ополчений. Призванные осенью 1812 года в Сибири рекруты так в Сибири и остались.