Насилие в психотерапии.

Sep 26, 2009 21:32

Я решил таки написать по поводу случая с Леонидом Дыментом. ( Кому интересно - читайте дальше )

психотерапия, горе-терапевты, скандалы

Leave a comment

schisma September 28 2009, 19:46:44 UTC
Спасибо. Вполне возможно, что я туплю, потому что не понимаю следующего: хорошо, допустим, в медицине есть места и поспокойней, есть и подоходней, есть и поинженерней -- и всё это для талантливых негуманитариев. Получается, что не способный к медицине гуманитарий идёт в психиатрию -- тоже допустим.

Но как отсюда выводится наличие в психиатрии откровенных насильников? Насильник, конечно, может иметь гуматарный склад ума, не вопрос, но ведь что самое интересное, он может с равной вероятностью быть способным и к математике, и даже к медицине.

То есть мысль о том, что лишняя активность гуманитария от большого отсутствия ума до добра не доводит, я поняла, но мне кажется, что это чуть-чуть другая проблема, которая с темой насилия в психиатрии может как пересекаться, так и не пересекаться.

Кстати, что касается стоматологов, то всех стоматологов и даже большую их часть я вовсе не имела в виду, когда говорила о садистических склонностях. Возможно, я криво выразилась, но мысль была такая: если у будущего врача есть садистические слонности, он может попытаться реализовать их за счёт пациентов (например, в такой-то и такой-то области). Прошу прощения, если мне не удалось сформулировать это сразу.

Reply

koe_chto September 28 2009, 20:32:08 UTC
Ну, мой виртуальный друг, какие-то садистические тенденции в целом есть у всех, и попробовать реализовать их можно в любой области. Да, врач может. А уж как учитель это может! Все могут, мой виртуальный друг. Здесь дело в условиях. Есть условия, которые стимулируют определенные проявления.

Например, тот недогуманитарный типаж, которого я описал выше, будет плохо чувствовать себя в этой работе. Он слабо понимает, что в принципе происходит, не знает, как поступить. Конечно, люди пытаются справляться с такими ситуациями, крутятся по своему разумению, защитные механизмы дают о себе знать, но сами отрицательные эмоции никуда не деваются, они возникают раз за разом и время от времени превышают те значения, ниже которых они перерабатываются. Иногда для такого превышения достаточно просто неудачного стечения обстоятельств. Опять-таки нехорошие пациенты могут быть, слишком сложные, с которыми в упор неясно, что это им спокойно не живется. Я поверхностно читал сами рассказы, и кликать по ссылкам в кэше мне лень, а так у меня сложилось впечатление, что специалисты всей командой обиделись на этого ребенка. Ну а чё еще ей надо в этой жизни, где-то в этом духе. Ну и наподдали то, чего ей не хватало по их мнению.

Мой виртуальный друг, когда специалист в силу своих особенностей, которые обусловлены тем да этим (не будем сейчас вникать), чувствует облом (все-таки я полез в кэш, а там уже нет, это надо заново искать), это может разные эмоции вызывать, но в основном они отрицательные. А облом там был, имеются жалобы, что непонятно, почему ребенок так себя ведет. И ситуация облома в принципе провоцирует у людей злость. Как минимум они недовольны. Это стимулирует проявления тех самых садистических тенденций, которые есть у всех. И если сочетание условий позволяет им проявляться, они проявятся (я не роджерианец, мой виртуальный друг, не считаю людей ангелами). Одним из таких условий является недостаточная рефлексия терапевта. Замечать это надо у себя, злость и стремление добиться своего любым путем (ну, любым путем из тех, за которые прямо сейчас не дадут по морде, а потом не посадят, здесь есть свои ограничения). А заметив это, следует вдуматься, как это влияет на выбор стратегии. Задать себе вопросы. Спросить, почему и зачем выбрано именно это воздействие. И настороженно относиться к выбору агрессивных методов. Очень настороженно, мой виртуальный друг, есть много способов оправдывать собственную агрессию. Зачастую хочется попросить у этих людей, чтобы они перестали заботиться о благе пациента и шли бы со своей заботой на хуй и сходили бы в теннис поиграть, для улучшения мозгового кровообращения.

Отказ от рефлексии - это позиция такая, мой виртуальный друг, и позиция для этой работы хреновая. Это такое внутреннее условие для бесконтрольного проявления тех садистических тенденций, которые, повторю, есть у всех. Внешние условия также имеют значение, но это организационный вопрос, сейчас мы не об этом.

Ничего нового сейчас не сказал, это заезженные вещи, их знают все. Ну, может быть, разве что психиатры не знают. А не знают, так пусть назначают лекарства, из-за назначений лекарств они будут ругаться между собой, а не с нами.

Reply

koe_chto September 28 2009, 20:35:30 UTC
Иными словами, мой виртуальный друг, насилие в психиатрии отличается такой интересной фишкой, что для специалистов этой профессии разработаны психологические инструменты контроля агрессии, садистических тенденций и так далее. Если некая личность ими не пользуется, это непрофессионально прежде всего.

Reply

schisma September 28 2009, 22:02:23 UTC
Огромное вам виртуально-дружеское спасибо! Я, кажется, поняла, что меня в действительности зацепило во всей этой теме:

насилие в психиатрии отличается такой интересной фишкой, что для специалистов этой профессии разработаны психологические инструменты контроля агрессии, садистических тенденций и так далее

Да. Причём эти инструменты более или менее отточены и постоянно совершенствуются. Они совершенствуются -- но есть психиатры (и таких в силу перечисленных вами обстоятельств, судя по всему, немало), которые ими не пользуются и тем самым серьёзно торзомят их "заточку", что, в конечном счёте, приводит к следующему:

1) инструменты не универсализируются и не популяризируются, а это значит, что они остаются в среде психиатров, тогда как их давно уже следовало бы использовать широко и повсеместно и во всех прочих областях, связанных с высоким риском проявления бесконтрольной агрессии (например, в той же педагогике);

2) развитие инструментальной базы происходит, скорее всего, почти исключительно в рамках уже имеющегося набора, потому что изобретать, апробировать и внедрять новые оказывается некому и некогда.

Фактически же, преодоление насилия в себе самой -- это как раз та задача, решив которую, психиатрия сможет в должной мере отстраниться от исследуемого предмета и попросту стать более эффективной в своём практическом применении.

Теперь совершенно понятно, почему насилие психиатра вызывает гораздо более острую реакцию, чем, к примеру, насилие учителя или водителя маршрутки. Ещё раз большое вам спасибо.

Reply


Leave a comment

Up