Я снова попался на эту удочку! Если ты собрался читать про йети, то ты будешь читать про альпинистов. Про разряженный воздух и кислородное голодание на высоте 8000 м, про выбор места для базового лагеря, про руки друга и вбитый крюк, вот про это всё. Так и вышло с новой книжкой Дэна Симмонса «Мерзость» («Abominable» в оригинале, что как бы намекает на Abominable Snowmans, отвратительных снежных людей).
Симмонс для меня, прежде всего автор «Гипериона», практически эталона космической оперы и звездного балета. А в последнее время, всё больше о суровых покорителях полюсов и горних вершин пишет, оказывается. Вон в сети хвалят роман «Террор»: экономно, выразительно, просто, но вместе с тем - идейный масштаб! А «Мерзость» больше ругают. Какая-то она, говорят, получилась не очень. Мерзкая, одним словом. Но там же вроде как фигурируют йети. Как же не прочитать? Прочитал. Ага, фигурируют. От слова «фиг».
Две трети романа (довольно объемного) в подробностях о том, как и зачем люди добровольно лезут туда, куда меня ни на страховке, ни на аркане не затянешь. Но эта альпинистская часть, как раз оказалась самой интересной, хотя я и не любитель гор. Правда, раньше я читал то, что попадалось про поиски гималайских йети, и названия типа: Ледник Ронгбук, перевал Лхакпа-Ла или монастырь Дзаронг звучали для меня как родные. Надо признать, горы у Симмонса получились на пять с пюсом.
"Пик Маттерхорн предлагает очень простой выбор: оступишься влево, и умрешь в Италии; неверный шаг вправо, и смерть настигнет тебя в Швейцарии…
…Гора похожа на стареющую актрису, у которой под хорошо заметным и облетающим макияжем видны щеки и скулы молодой женщины и угадывается прежняя, почти идеальная красота. Форма самого пика - одинокого, не связанного с другим горами, - возможно, самая совершенная и запоминающаяся во всех Альпах. Попросите ребенка, никогда не видевшего гор, нарисовать гору - и он возьмет цветной карандаш и изобразит Маттерхорн."
Почитаешь, и дух захватывает, как будто сам глянул с отвесной стены. Интрига, на которой вроде бы строится завязка: покорил ли Джордж Мэллори Эверест в 1924 году.
Тело Мэллори, как известно, нашли в 1999 г, и по мнению некоторых альпинистов, он мог как подниматься, так и спускаться с вершины. В общем, первые две трети пошли на ура, но вот последняя…
Всё-таки мистер Симмонс, подобно другому моему любимому автору, слишком замахнулся, это ему свойственно. Скромный сюжет о неизвестной экспедиции на Эверест и возможном покорении высочайшей на Земле вершины в 20-ых годах, видимо показался маловатым. А поскольку добавить туда какую-нибудь ма-ахонькую межгалактическую войну не представилось возможным, он ограничился инсинуациями на тему грядущей Второй Мировой. В интерпретации Симмонса, Гималаи, это такое место, где просто не протолкнуться от благородных английских разведчиков и подлых германских шпионов, которые, все как один, еще и замечательные альпинисты, хотя людишки так себе, прямо скажем. Отвратительные, хотя и не снежные. Получилось что получилось. Не то что бы совсем мерзость, но дурость - точно. От разочарования в голове словно переключается некий тумблер, и начинаешь видеть разные нелепости, на которые так не обратил бы внимания, поглощенный действием (вроде шпионской скрытой камеры с фотовспышкой).
МакГафин всё испортил. Не тот, который суровый горец, издавна враждовавший с МакЛаудами. Тот, о котором речь, подобно Славе КПСС - вообще не человек. Циничный Альфред Хичкок называл
МакГафином некий предмет или намек на предмет, вокруг которого крутится действие. Сокровища Флинта, чаша Грааля, акции Общества Гигантских растений, миелофон, мэтр считал, что это не принципиально. Но тут МакГафин явно подкачал. Герои словно в компьютерном квесте шастают по горам от одного мертвого трупа к другому: заяц в сундуке, утка в зайце, яйцо в утке, а в яйце, вместо смерти Кащеевой, почему-то оказывается использованный гондон. Мерзость! Абидно, да…
Эх, ну почему это не старая бумажная книга, у которой, как и положено, в конце вырваны страницы? На самом интересном месте! Вот именно те, на которых описана вся это байда со шпиёнами. Без них как бы замечательно всё было.