Сколько Ипполитов вы помните? Великих Ипполитов, смешных и маленьких Ипполитов, романтичных и подозрительных, тревожных и плачущих. Можно много насобирать в мировой культуре таковых. А русская литература их вообще канонизировала, можно сказать: разночинец, бывший предводитель дворянства, ответственный советский работник - все они, поверьте! не случайно оказались в списке ипполитообразных.
В чём же «изюминка» этого имени-персоны? что их всех объединяет?
Итак, сначала выясним откуда же он взялся исторически. Первоисточником литературного Ипполита справедливо было бы считать пьесу Еврипида с одноименным названием.
«Ο «Ιππόλυτος» πρωτοπαρουσιάστηκε στην Αθήνα το 428 π.Χ. και είναι μία από τις τέσσερις τραγωδίες, με τις οποίες ο Ευριπίδης κέρδισε πρώτη νίκη στους δραματικούς αγώνες»
Еврипид написал два варианта «Ипполита»: в первом Федра вешается после смерти Ипполита. Спектакль был неудачным, «не выстрелил», как говорят в Голливуде, и даже вызвал недовольство афинян: характер героини был недопустимо правдив. Жена Тезея, Федра, выглядела мстительной климактеричной матроной. И тогда, Еврипид, очень зависимый от кинокритиков товарищ, выпускает новый театральный продукт, с которым в 428 г. до рождества Христова, выиграл ежегодные драматические состязания в Афинах. Именно вторая версия пьесы и стала родиной всех будущих «ипполитов» мира на все времена.
Что мы знаем об Ипполите из истории мифологии
Как сообщают нам пересказыватели из интернета: «он называл себя служителем девственной богини-охотницы Артемиды, посвящённым в подземные таинства, о которых рассказал людям певец Орфей: человек должен быть чист, и тогда за гробом он обретёт блаженство» бла-бла-бла... Стоп. Подземные таинства? это про что?...ну, ладно, потом разберёмся.
Одна интересная деталь. До Ипполита уже была… Ипполита. Её - то уж точно все знают из «Мифов Древней Греции». Нет? Ну, это ж царица амазонок! Скакала на лошади, стреляла из лука, носила крутой пояс, который был предметом зависти как мужчин той эпохи, так и женщин, достался почему-то Гераклу. Далее ничего неизвестно.
Отец Ипполита - Тезей, первый человеческий правитель Афин (до него там правил получеловек- полузмея Кекроп).
Матерью Ипполита считают Антиопу (она - или дочь Ипполиты, или сестра, иногда её отождествляют и с самой царицей амазонок). Однако ребенок был хоть и от царских особ, но не совсем законный, поэтому жил и воспитывался далеко от Афин. (Я бы сказала: безумно далеко. Трэзэна - у черта на рогах место). На Пелопонессе.
И первый вопрос мой такой: с чего надо было давать сыну имя матери/бабушки/тёти? Мифы умалчивают. Но всё равно, такое имя?
Что за ужас жестокий скрыт в этом имени Ипполита?
Вначале я думала, что оно значит просто «любитель лошадей». А вот когда на спектакле побывала, то четко увидела всё своими глазами: в имени этого героя заложена уже вся история его гибели. ИппО -литОс. Это не «лошадь - камень», это «отпустивший лошадей, отпустивший поводья»!
Это не Ипполит, это Иниохос, "возничий из Дельф", но в тему
Лошади Ипполита…Они стряхнули вожжи и помчалИса в разные стороны, тряся гривами, и быча подведенные глаза в сторону зрителя. А колесница с возничим перевернулась.Хороший спектакль был...
В те времена фамилий не давали, и принцип наречения героя был такой же, как у плавсредств: какое дали имя кораблю, так он и поплывет. Но, если вспыльчивой царице амазонок имя вполне норм, то гордецу-мажору, по имени «Ипполит», думаю, управление конным экипажем доверять бы уж точно не стоило.
Коварные боги надоумили, не иначе!)