С тех пор, как у меня в Афинах появился первый телевизор, раза три в год там появлялся этот фильм. Телевизор был портативный, но я думала, что он нормальный, просто такой...маленький. Тем не менее, показывал он - ого! особенно, когда мы ещё и антенну подключили на крыше. Я тогда не знала, что жизнь моей семьи выглядит для окружающих местных греков столь же экзотично, как жизнь африканца в хижине на берегу озера Чад или живущего всегда без одежды индейца гуарани. Для меня в тот момент всё было норм.
Телевизор был естесственно не цветной, разговаривал только по-гречески и по-английски. Но даже не зная в тот момент ни одного из этих языков, я смекнула, что фильм сильно напоминает сюжет «Кармен». И вообще какой-то, слишком уж драм-ма: тут танцуют, тут поют, тут пианино на грузовике везут, тут автокатастрофа-трагедия-похороны, тут рыбу заворачивают, а тут - на тебе! «Стелла! Фигэ! Кратао махэри!» одну разочарованную леди убивают ножом прямо в центре туристических Афин.
Зритель понимает, что в середине 50-х Афины не были магнитом для туризма, скорее наоборот.
«Стелла» Михалиса Какоянниса (теперь надо уже добавлять чья, поскольку имеется в греческом кино и новая «Стелла», но её я не рекламирую по известным причинам) - это шедевр. Сколько бы ни пересматривала, всегда есть что-то, что заставляет моё сердце биться от сопереживания всем героям. К этому черно-белому фильму в стиле итальянского нео-реализма невозможно оставаться равнодушной. Герои и жалкие, и какие-то натужные, силятся выпрыгнуть из своих привычек, традиций только на одном энтузиазме и харизме.
Стелла немолода, не особо хороша собою.
Изнурительная ночная работа Стеллы в развлекательной забегаловке под говорящим названием "Парадисос"(Рай)
Ничего не умеет толком делать: ни готовить, ни убирать, ни петь поставленным вокалом, ни танцевать хореографией, и при этом, вся такая известная, типа медийная персона всея послевоенных Пирея и Афин. «Олицетворение западных свобод», одним словом, и попрание всех традиционных ценностей в лице будущей свекрови.
Дикий «эротичный», но провальный танец Стеллы пугает зрителя своим нелепым драматизмом. Мне он немного напомнил танец Караченцова из «Одиножды-один», хоть караченцовский стиль и выглядел намного более профессионально.
Круто же, да?
Как говорят умные греки-кинокритики:
«Стелла становится по-настоящему античной трагической героиней, которая страдает и погибает от неизбежной судьбы, хотя эта судьба не назначена ей богами, а общественными предрассудками. Она мучается выбором между двумя системами, при этом обе её ранят и не способны дать ни счастья, ни настоящей свободы».
Большим открытием спустя почти двадцать лет моего знакомства с фильмом был факт, что вся кульминация и развязка (свадьба, побег и смерть) закручена и притянута к национальному празднику послевоенной Греции, 28 октября, Дню «Нет!». Что кстати, на самом деле историческая неправда. Этот день в 1955 году вовсе не был воскресным. Но тут ясно, что это как бы намёк на всё не случившееся с героями и героиней. Кино, одним словом.
...Обожаю старинные цветные киноафиши и черно-белое кино.
Ну, вот, что ли, с очередным прошедшим праздником, дорогие мои, далёкие греки. «Икостис огдоис»- ура!
Киношное место преступления в наше время